Функциональность, дизайн
Все три сабвуфера выглядят солидно, имеют классический внешний вид. Сделаны из МДФ, обтянуты виниловой пленкой, имитирующей дерево. Оклейка выполнена на хорошем уровне, дефектов не видно.
Все устройства имеют фазоинверторы, которые имеют расширения, препятствующие появлению струйных шумов при прохождении большого объема воздуха. Динамики защищены металлическими грилями, делающими затруднительным повреждение целлюлозных диффузоров.
По большому счету, коренных отличий во внешности сабвуферов практически нет: отличаются только соотношения и размеры сторон.
Действительно важные отличия скрываются на задней панели (сейчас мы говорим только о функциональности, внутрь заглянем чуть позже).
JB-140: самое простое устройство, как и положено младшему в модельном ряду. На задней панели находятся:
Обратим внимание на сквозной аудиовыход, который упрощает коммутацию донельзя, так как можно создать трифоник используя стереопару без аудиовыхода и звуковую карту с единственной парой каналов.
Очень удачная находка, по мнению автора, питание, которое можно получить из розетки находящейся тут же. Это экономит одно место для вилки какой-нибудь периферии. Таким образом, трифоник будет занимать ровно одну розетку, как обычные колонки.
Все остальное достаточно обычно и в пояснениях не нуждается. Щелчок, кстати, есть. И он самый могучий из рассматриваемых сегодня устройств.
JB-160: более интересный продукт, позиционируется как "родной" к безусловно интересной и популярной стереопаре JB-381. Набор функций устройства более богат, чем у JB-140.
Сзади присутствуют:
Все практически, как и в JB-140, кроме клемм для подключения акустики и регулятора Bass. Дело в том, что этот сабвуфер кроме своих прямых обязанностей в состоянии также усиливать сигнал, то есть работать усилителем для подключенной пассивной акустики мощностью до 60 Вт. Весьма интересное решение, ведь если усилитель окажется достаточно качественным, то владелец JB-160 сможет купить что-нибудь из недорогого Hi-Fi, не заботясь об усилителе.
Регулятор Bass, как уже несложно догадаться, регулирует именно количество баса (то есть громкость сабвуфера), в то время как регулятор Volume изменяет громкость системы в целом.
Щелчок при включении также есть, однако он более тихий, чем в предыдущем устройстве. Видимо, с ценой растет и уровень электроники.
Старший JB-180: это уже попытка сделать серьезное устройство, обладающее приличным спектром настроек, помогающих интегрировать саб в любую систему. Сзади присутствуют:
-
трехпозиционный выключатель питания;
-
регулятор громкости;
-
регулятор фазы;
-
регулятор частоты среза кроссовера;
-
аудиовход;
-
высокоуровневый аналоговый вход;
-
высокоуровневый аналоговый выход.
Выключатель питания здесь более интересен, чем в других моделях тем, что, кроме однозначных "включено" и "выключено", есть состояние, когда сабвуфер сам решает, исходя из уровня входного сигнала, включаться ему или нет.
Регулятор фазы поможет подстроить звук под колонки, чтобы он не отставал или опережал основной сигнал. Очень удобная ручка, так как оптимальное место для сабвуфера не всегда находится на одной линии с колонками.
Регулятор частоты среза кроссовера также поможет встроить JB-180 в трифоник без накладок или провалов в АЧХ.
Также из интересного присутствуют высокоуровневые вход и выход. Нужны они вот для чего: допустим, звуковая карта, имеющая только стереовыход, подключена к стереоусилителю и нужно сигнал с усилителя доставить и колонкам и сабвуферу. Для этого достаточно подключить к усилителю сабвуфер (в сабвуфере использовать высокоуровневый вход). Теперь чтобы запитать колонки, нужно усиленный сигнал взять из высокоуровневого выхода сабвуфера. В результате будет играть весь трифоник. Если бы не было такого сквозного пути усиленного сигнала через сабвуфер, коммутация в рассмотренном случае была бы сильно затруднена.
У JB-180 щелчок отсутствует.
Итак, все три устройства имеют свои особенности, более всего понравилась идея с розеткой на сабвуфере. Возможность усиления на JB-160 – полезная изюминка данного сабвуфера. А JB-180 – вообще достаточно серьезная вещь, обладающая всеми необходимыми регуляторами для нормальной настройки.
Устройство
Начнем с общего: все три саба имеют одну основополагающую особенность: они имеют по два небольших динамика. Что производитель имел ввиду (зачем он так сделал) – можно только догадываться. Но наиболее вероятной кажется следующая догадка: производитель попытался повысить мощность и при этом сохранить маленький объем корпуса.
Можно усомниться в таком подходе – не слишком верится в то, что пара крошек (с точки зрения сабвуферостроения) смогут обеспечить приемлемую отдачу по НЧ. Тогда немного теории: произведем несложный расчет для двух 5"-х динамиков. Получаем, что общая их площадь равна приблизительно по формуле ?R2=253 см2, что эквивалентно площади динамика с диаметром примерно в 7". Таким образом, решение, получается вполне жизнеспособное, так как пара динамиков в 5 дюймов сможет создать звуковое давление примерно как семидюймовый. (Внимательный читатель заметит, что площадь считалась по формуле круга, каковым динамик, строго говоря, не является. Если подходить совсем точно – нужно было считать площадь поверхности конуса диффузора, да еще и пылезащитный колпачок добавить. Но нам не нужна высокая точность: расчет был произведен только лишь с целью показать порядок отношения размеров динамиков, а для этого и настолько упрощенной модели вполне достаточно).
Все сабвуферы имеют фазоинвертор, который, кстати, будет шуметь на высой громкости (это забегая несколько вперед). В акустическом оформлении нет ничего необычного: обычное оформление с фазоинвертором, хотя по внешнему виду были подозрения на бандпасс. Откровенно говоря, радует, что они не оправдались: лишние искажения нам не нужны, а за такие скромные деньги вряд ли производитель смог бы правильно спроектировать и наладить выпуск сабвуферов, лишенных основного недостатка бандпассов.
Теперь подробности. JB-140 является самым младшим в линейке, и уже по задней панели можно сказать, что самым простым устройством. Питается он от трансформатора из катушки на Ш-образных пластинах.
Имеет две вторичные обмотки по 13 В и 2,7А, то есть трансформатор имеет мощность вторичных обмоток 70 ВА. Вполне достаточная величина для заявленных 40 Ватт.
Динамики применены с диффузором в 4" и мощностью 25 Вт.
Сопротивление – 4 Ома. Как видно, запас по мощности есть. Учитывая параметры усилителя, производитель мог с чистой совестью заявить и 44 Вт.
Усиление производится микросхемой TDA2050.
По графику искажений видно, что даже при 15 кГц (куда наш сабвуфер вообще никогда не доберется) искажения не могут достичь 0.3%. При более вероятных, но все равно недостижимых 1000 Гц искажения достигнут еще более скромных 0.03%. Результат очень хорош.
Указанная микросхема развивает мощность при сопротивлении 4 Ома и искажениях 0.5% 24 Вт. Итак, вся электроника и сами динамики взяты с запасом – сжечь не получится. По крайней мере, сразу :) .
Средняя модель в ряду JB-160. Интересно, что динамики тут меньше, чем в JB-140, обычно с ростом цены растут и примененные "лопухи".
В данном случае стоят маленькие 3.5" головки (зато магнитный экран зачем-то есть), размер которых не позволяет принимать сабвуфер всерьез. По крайней мере, до прослушивания.
От чего питается устройство, рассмотреть, не разрушая конструкции, не получилось, видно лишь, что это также Ш-образный трансформатор. Предположим, что его мощности достаточно и перейдем к усилителям.
Их целых 3 штуки: 1 – на сам сабвуфер и 2 – на внешнюю акустику, что позволяет без проблем слушать пассивные колонки.
При питающем напряжении в 36 вольт каждая микросхема способна выдать 18 Вт при небольших искажениях, составляющих меньше 0.1%.
Ну и самая старшая модель – JB-180. Питанием занимается опять Ш-образный трансформатор с парой вторичных обмоток по 20.5 В и неизвестной нам силой тока (производитель не указал).
Мощность сабвуфера может достигать заявленных 100 Вт довольно легко. Достаточно взглянуть на зависимость количества гармонических колебаний от мощности. Тут у устройства все в порядке.
Динамик применен размером в 5". Он, как и в других моделях линейки, целлюлозный с резиновым подвесом.
Итак, можно сделать следующий вывод на основании этого раздела: сабвуферы сделаны качественно, с некоторым запасом прочности. Каждый имеет свою изюминку. JB-160 – усилитель, JB-180 – дополнительные регулировки и большую мощность. А JB-140 – цену, так как он самый простой и недорогой.