Конструкция
Сателлиты. Как уже было сказано выше, стенки сателлитов выполнены из фибролита и обтянуты декоративной пленкой. Толщина стенок – 12 мм. Корпуса выполнены добротно, все стыки укреплены рейками того же материала и промазаны клеем. К задней стенке приклеен кусок синтепона, то есть присутствует демпфирование.
Используемые в сателлитах динамики изготовлены самой компанией-производителем.
Это купольный твиттер ЕТ 78-3 (материал диффузора – пропитанная ткань, скорее всего, шелк), размером ?" и широкополосная головка ЕТ116-1 диаметром 4". Диффузор ее изготовлен из бумаги, подвес – из полимера, колпачок пластмассовый. Подвес ограниченно гибок. Магнитные системы используемых динамиков экранированы, а маркировки сопротивлений соответствуют заявленным.
Как было сказано, к задней стенке приклеен кусок синтепона. Осторожно оттянув его, мы увидели примененный разделительный фильтр. Платка крепко прикреплена к тыловой стенке используемых для подключения пружинных разъемов, и мы не стали ее снимать. По заверению производителя, это фильтр первого порядка.
Акустическим оформлением сателлитов является схема "закрытый ящик". В такой применяемой схеме мы видим и плюсы, и минусы. Плюсы очевидны: легче изготовить и легче правильно рассчитать. При таком типе АО снижена вероятность перегрузки используемых динамиков, также такому АО нет равных в области импульсных характеристик. Имеется и минус – сниженный коэффициент полезного действия (КПД) в области низких частот, причем прямо пропорциональный объему корпуса сателлита. Что касается области СЧ и ВЧ, диапазон будет озвучен полностью, и КПД будет нормальное. А тот факт, что производитель применил демпфирование, дает некоторое увеличение акустического объема относительно геометрического.
Сабвуфер. Корпус сабвуфера выполнен из плит того же фибролита толщиной (ого-го!) почти 20 мм. Солидное начало. Стыки укреплены рейками и промазаны клеем. Замечено, что подтеков этого клея нет, – хотя внутрь мало кто смотрит, а приятно. Эстетика. Корпус сам по себе "двухкомнатный" – под усилитель выделен отдельный бокс, в основной части находится только трансформатор (об этом позже). В общем, наличие толстых стенок, перегородок, а также поперечной распорки делают ящик сабвуфера массивным и прочным. Внутри присутствует кусок синтепона размерами примерно 150х200 мм. Приклеен этот кусок к правой стенке. Достаточно ли демпфирования?
Лицевая панель управления не располагается в отдельном боксе, как мы думали сразу. Толщина пластмассовой крышки и так достаточна, чтобы уместить в себе дисплей, ИК-приемник и кнопки управления. На ощупь изнутри к остальным платам выходят два шлейфа. Отверстие, кстати, не загерметизировано. Мы не стали снимать переднюю панель. Она хорошо приклеена и не вызывает желания ее отдирать. Поэтому, если есть желание, предлагаем это сделать пользователям (исключительно ради инженерно-технического любопытства, да и то после истечения срока гарантии).
За передней защитной сеткой, натянутой на каркас из того же материала, что и стенки корпуса, видим больших размеров динамик. Модель ЕТ210-2 изготовлена аккуратно и магнитно экранирована, что вызвало еще большее уважение к системе. Заявленное сопротивление - 4 Ом. Диффузор динамика бумажный, вогнутый колпачок сделан из пропитанной ткани (или стеклоткани), подвес – из вспененного полимера. Ход динамика довольно внушительный – это благоприятно отразится на глубине воспроизводимого баса.
Тип применяемого здесь АО – фазоинвертор. Диаметр порта около 60 мм, длина порта – 155 мм. Немного непонятной оказалась его конструкция – из двух пластмассовых труб, скрепленных клеем или компаундом посередине. Что ж, очевидно так было задумано.
Усилитель. Переходим к электронике. Как было уже сказано, платы усилителя располагаются в отдельном боксе. Закрывается этот бокс металлической панелью, служащей и точкой крепления плат, и радиатором одновременно, которая неплохо греется при работе системы. Крепится панель с помощью восемнадцати шурупов – устанешь, пока отвернешь.
Питание осуществляется с помощью тороидального трансформатора размерами под стать корпусу. Выходных обмоток три: 25 В, 15 В, 7.5 В. Сам трансформатор оказался "скромнягой" – без каких-либо надписей. Так что судили мы о питании по надписям на плате, коих там, кстати, много.
Как стало понятно, питание применено раздельное. Фильтров по питанию тоже два – применены четыре конденсатора емкостью 4700 мкФ на 50 В (2 шт.) и на 35 В (2 шт.).
Плат всего две. На одной собраны силовая часть и усилитель мощности, на другой – предварительный усилитель. Предварительный усилитель собран на основе микросхем NE5532P (4 шт.). Плата размером 80х90 мм разведена очень качественно, все элементы промаркированы. Монтаж элементов односторонний, с другой стороны находится только аудиопроцессор М62446AFP производства Мitsubishi electric. Это шестиканальный регулятор звука и тембра. Заявленные характеристики:
Дополнительные функции мы не стали расписывать: если кратко, то все, что сможет сделать пользователь с помощью пульта или лицевой панели управления, сделает аудиопроцессор. При наличии все того же желания можно найти документацию на данный процессор и удовлетворить все то же инженерно-техническое любопытство.
В качестве усилителя производитель использует три микросхемы LM1876 от National Semiconductor и одну TDA7294 от STMicroelectronics. Микросхемы LM1876 предназначены для усиления сигнала на шесть сателлитов. Если судить по приведенным ниже графикам, то развиваемые значения мощности могут достигать 25 Вт при уровне искажений, не превышающем 0.5 %. Таким образом, сателлиты и обеспечивают заявленную мощность при допустимом уровне нелинейных искажений.
Микросхема TDA7294 используется для усиления сигнала на сабвуфер. Судя по приведенному ниже графику, заявленный коэффициент искажений в 0.5 % для частоты 1 кГц обеспечивается только при 70 Вт.
Напоследок отметим, что производитель в своих схемотехнических решениях применил качественные акустические, сигнальные и силовые провода, а также добросовестно проработал вопрос изготовления печатных плат, качественно разведя дорожки и промаркировав элементы монтажа.
Измерения
Измерения проводились с помощью утилиты RightMark Audio Analyzer 5.5 и специального измерительного микрофона Behringer ECM8000 на звуковой карте Creative Audigy SE. При измерениях все регулировки, производимые с пульта ДУ, были установлены в среднее (0) значение, уровень громкости был установлен на 45 из 80. Измерялась амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) сателлитов, АЧХ сабвуфера (диффузор и порт фазоинвертора), АЧХ, полученные при регулировании тембра (НЧ и ВЧ), также измерялась АЧХ при развороте сателлитов на углы в 30 и 45 градусов относительно оси измерительного микрофона. Мы получили следующие результаты.
АЧХ сателлитов имеет неравномерность около 5 дБ. Нами ожидалась гораздо меньшая неравномерность – все же имеем дело не с бюджетной акустикой. Но, в принципе, и этот результат неплох. Известно ведь, что наиболее заметны на слух перепады, которые находятся в диапазоне от 1000 до 4500 Гц – в этой области сосредоточена наибольшая часть звуковой информации, и к тому же там наш слух наиболее восприимчив. Самыми неприятными моментами являются резкие подъемы АЧХ в районе 2-3 кГц, которые делают звук неприятно резким, и в районе 7 кГц, из-за которых звучание приобретает "металлический" окрас. Видим, что в этих диапазонах (2-3 кГц, 7 кГц) вообще имеются небольшие спады АЧХ, которые, как правило, уже не оказывают сильного неприятного эффекта и мало воспринимаются на слух. Что же касается подъема и спада АЧХ в диапазоне (1 – 4.5) кГц, то поскольку "края" их плавные, без ярко выраженных пиков, то и здесь наше с вами ухо не отметит "неудобства". Кстати, не стоит забывать, что слух все-таки, как говорится, "дело субъективное", и там, где один человек услышит для себя отрицательный момент (те же, кстати, 1 – 3 кГц), другой убежденно посчитает это плюсом (наш читатель наверняка в этом убедится, почитав обзоры и лекции разных авторов).
Заканчивая наш краткий экскурс, отметим, что если закрыть глаза на небольшой провал в области 150 Гц, то получаем приличный воспроизводимый диапазон частот (100 – 20000 Гц) по уровню в -6 дБ.
Приятно видеть, что сателлиты не имеют ярко выраженной направленности звучания – наблюдаем лишь небольшой завал АЧХ в диапазоне (6 – 9) кГц, практически не заметный при угле в 30 градусов и более ощутимый при повороте сателлитов на 45 градусов.
Воспроизводимый динамиком сабвуфера диапазон частот равен примерно 50 – 160 Гц. Зато порт фазоинвертора, настроенный на частоту порядка 60 Гц, расширяет диапазон работы акустики от 50 до 25 Гц. Правда, зона прослушивания этих низких частот весьма ограниченная и в огромной степени зависит от расположения сабвуфера в помещении. Также отмечаем резкий спад АЧХ сабвуфера (диффузор и порт) в области средних частот. Это, скорее всего, приведет к четкому, "неразмытому" басу. В целом же, как видим, система обеспечивает полное перекрытие диапазона 25 – 20000 Гц с неравномерностью 5 дБ, если учитывать работу фазоинвертора.
Теперь посмотрим, что дает регулировка низких и высоких частот. Регулировка тембра в области низких частот осуществляется в среднем в пределах +/- 6 дБ. Если теперь взглянуть на предыдущий рисунок, то видно, что установка регуляторов тембра НЧ в положение, близкое к максимальному, будет приподнимать общую АЧХ и уменьшать ее неравномерность.
Регулировка высоких частот осуществляется также в пределах +/-6 дБ.
Напоследок мы приводим график, полученный при запуске теста на нелинейные искажения.
При тестовом сигнале с частотой 1 кГц мы получили три ярко выраженных "всплеска" на частотах 2 кГц, 3 кГц и 5 кГц, то есть преобладают нечетные гармоники, субъективно воспринимаемые как "песок" и "холодность" в звуке.
Прослушивание
Мы переходим к наиболее приятной части нашего тестового обзора. Что ни говори, а послушать, как ни крути, но все-таки недешевую систему довольно интересно. Тогда вперед! Как говорится, меньше слов – больше дела.
Сегодня вы не увидите фраз типа: "Субъективная оценка проводилась с помощью нескольких тестовых дисков, а также использовались качественные записи музыки различных жанров и направлений". Нет, конечно же, наша оценка по-прежнему субъективна, и тестовыми дисками мы не преминули воспользоваться, но слушали мы просто все – музыку, фильмы, игры, загрузку всем известной операционки, звуки различных программ и т. д. И все нам понравилось! Единственное, чего мы не услышали, так это паразитного фона и наводок, хотя нам, если честно, этого и не хотелось бы услышать.
Ну а если серьезно, звучание акустической системы Edifier S5.1 мы характеризуем как хорошее. Высокие частоты прозрачны и детальны. Из-за отсутствия ярко выраженной направленности звучания сателлиты имеют хорошую равномерность звукового поля и, как следствие, потрясающий стереоэффект всей системы в целом. Средние частоты также не подкачали – звучат открыто и чисто.
Звучание сабвуфера Edifier S5.1 очень хорошее! Благодаря выведенному на переднюю панель диффузору НЧ-динамика звучание сабвуфера комфортное и яркое, а бас насыщенный и глубокий. О гудении и бубнении же сабвуфера мы наверняка еще напишем в других статьях, но это уже будут сабвуферы других АС. Даже не совсем понятно спроектированный фазоинвертор обеспечивает хорошую отдачу в области самых нижних частот, что, в принципе, было видно выше, в разделе измерений.
В общем, когда все нравится, то и сказать больше нечего. Поэтому плавно переходим к заключительному разделу.
Заключение
Что ж, данная АС оставила после себя хорошее впечатление. Великолепный дизайн, неплохая схемотехника и прекрасное качество звука – вот те свойства, которые объединяет в себе акустическая система Edifier S5.1. Поэтому мы смело рекомендуем ее для широкого круга пользователей. Приобретая данный комплект для создания своего собственного домашнего кинотеатра на основе ПК либо DVD-плеера, пользователь, без сомнения, сделает хороший выбор и не пожалеет о своем решении. Конечно, не может не смущать цена системы, но за качество, как говорится, надо платить.
Плюсы:
Минусы:
Акустическая система Edifier S5.1 предоставлена на тестирование ООО "ПК Ронгбук" - Премьер-партнером компании Edifier на территории РБ
Фотографии выполнены в студии TECHLABS, фотограф Дмитрий Филатов