А что там у них внутри?
Настало время заглянуть внутрь систем. Начнем с сателлитов H-500 и H-510. Под грилями, как уже упоминалось ранее, обнаружились практически близнецы. Отличия – только в расположении динамиков на лицевой панели. Все остальное, включая размер и расположение фазоинвертора, закрытого, кстати, решеточкой, препятствующей попаданию внутрь мелких предметов, одинаково. Внутри расположены фильтры.
К сожалению, фильтр вынуть не удалось: по-видимому, на производстве фильтр вкручивали перед тем, как поставить верхнюю крышку. Но, судя по виду фильтра, первого порядка там быть не может: налицо более высокий порядок. Корпус сделан просто великолепно: плитки MDF 13-миллиметровой толщины склеены в одно целое. Мало того, для увеличения жесткости в углы вклеены бруски квадратного сечения. Все швы проклеены герметиком. Внутри находится синтетический звукопоглощающий материал. Претензий к внутренности саттелитов нет вообще.
Динамиков два. Один – СЧ – имеет магнитное экранирование и сопротивление 6 Ом. На нем стоит маркировка microlab.
Диффузор сделан из бумаги, на которую нанесен слой стеклоткани. Пылезащитный колпачок изготовлен вогнутым. Диффузор – белого цвета. Пылезащитный колпачок – черного. В сумме – интересно выглядящая головка. Высокочастотный динамик с матерчатым куполом имеет сопротивление уже в 8 Ом.
Сигнал подводится к динамикам с помощью достаточно толстого провода, который имеет разноцветные жилы. Вообще, вся конструкция сателлитов вызывает только положительные эмоции.
Сабвуферы уже отличаются друг от друга. Основное отличие продиктовано наличием у комплекта H-510 внешнего предусилителя и отсутствием такового у последней ревизии H-500. Это означает, что внутри сабвуфера от H-510 плат будет меньше, а места – больше. Динамики применены одинаковые: 8", 4 Ома. Такого будет вполне достаточно для озвучки средней комнаты. Да и соседи будут рады :).
Магнитоэкранирования басовый динамик не имеет. Да и зачем? Подвес умеренно жесткий.
Сабвуферы выполнены с такой же педантичностью, как и сателлиты. То же укрепление по углам брусками квадратного сечения, все потенциальные щели старательно залиты герметиком. Даже та часть платы, которая содержит блок разъемов, с запасом им заполнена. Дребезжания не будет совсем. Единственное отличие от сателлитов – толщина стенок целых 15 мм.
В обоих сабвуферах находятся усилители. В H-500 – интегральный.
В H-510 – только усилитель мощности (предварительный находится во внешнем блоке). Поэтому сабвуфер H-510 имеет больше внутреннего пространства, чем его собрат из комплекта H-500.
Внутри обоих сабов лежит здоровенный тор трансформатора. Разместить его на "полу" сабвуфера – грамотное решение. Видимо, этот трансформатор и заставил пойти производителя на несколько непривычное решение: фазоинвертор, расположенный сбоку.
Входное напряжение для трансформатора – 240 В, 50 Гц. Выходное напряжение на обоих обмотках – 22 В при силе тока 6.8 А.
Усилительные части отличаются. У H-500 оконечный усилитель выполнен на микросхемах TDA7265, у H-510 – на LM3886.
Выходная мощность у микросхемы TDA7265 составляет 32 ватта. Это верно для динамиков с импедансом 8 Ом, напряжение питания +/- 22.5 В. Правда, THD при этом достигнет легко определяемых на слух 10%. При нагрузке порядка 20 ватт THD намного ниже. И составляет уже около 0.01%, что лучше, чем у LM3886.
Мощность у LM3886 выше. При питании +/- 32 В мощность для 8 Ом динамика составит 50 ватт. THD для этой усилительной микросхемы составляет 0.03 % при 30 ватт мощности на 8 Ом нагрузке.
Чтобы получить мощность, достаточную для сабвуфера, после микросхемы усилителя дополнительно применяются выходные транзисторы.
О H-600 – отдельно. Отделка и сборка безупречны, как и у других комплектов. Сабвуфер применен точно такой же, как и в H-500. Сателлиты же совершенно другие. Использованы абсолютно другие СЧ-динамики. Они стали значительно меньше, всего 2,5".
Поэтому каждая колонка имеет две СЧ-головки. Конечно, это дало возможность колонкам выглядеть стройнее, изящнее. В итоге комплект занимает меньше места и прекрасно вписывается в любой интерьер.
Тыловые колонки не имеют вообще высокочастотной головки. Следует заметить, что это не является недостатком, так как нормальный, законопослушный слушатель сидит к тыловым колонкам спиной. Поэтому узконаправленные высокочастотные головки не так уж необходимы. Значение тылов часто преувеличивается: опыт показывает, что через них идет довольно небольшое количество информации. Значительно более важными являются в кино фронты, сабвуфер и центр, а с ними в случае H-600 полный порядок.
Измерения
Измерения показали, что перед нами достойные системы, способные доставить море удовольствия. Особенно в фильмах благодаря мощным сабвуферам.
АЧХ сабвуферов H-500 и H-600 показывают их идентичность. Различия – на уровне погрешности.
Сабвуфер H-510 показывает очень похожую АЧХ, только ее верхняя точка переместилась несколько вниз. Примерно на уровень 70-80 Гц со 120-140 Гц, на которых был максимум у H-500 и H-600. Это отражается и в реальном звучании комплектов.
Неравномерность АЧХ сателлитов всех комплектов также очень неплохая. График только в паре мест выбивается за пределы положенных для Hi-Fi по стандарту +/-4 дБ.
Сателлиты H-500 и H-510 продемонстрировали по похожести такую же картину, как и сабы H-500 и H-600. Поэтому здесь только одна АЧХ для H-500. H-510 – точно такая же.
Вывод: очень хорошо для мультимедийной акустики. А если вспомнить, что это комплект 5.1 (скорее кино, чем музыка), то показатели отличные.
Немного о субъективном
Для начала нужно напомнить, для чего создана акустика 5.1 . Ответ очень прост: она создана для того, чтобы играть пять каналов и канал сабвуфера. Значит, нужно найти источник, который выдаст эти самые 5 каналов плюс "пищу" для саба.
Такой звук находится, во-первых, в фильмах. Можно сказать, что такие комплекты – порождение формата DVD в самом первом его значении (Digital Video Disk. Это позже его переименовали в Digital Versatile Disc, когда пользователи и производители поняли, что он действительно Versatile, то есть многоцелевой). Именно там появился доступный для многих людей 5.1 звук как сопровождение фильмов. Ведь как приятно мусорить попкорном у себя дома, настроив звук любимого фильма так, как нравится, и получать удовольствие, как в хорошем кинотеатре. Есть спрос – будет и предложение. Поэтому сейчас есть возможность лицезреть и слушать огромное количество разнообразных комплектов 5.1 .
Во-вторых, объемный звук очень востребован в играх. Очень важно слышать, что к тебе сзади крадется противник в 3D-action или кто-нибудь нагоняет в автосимуляторах.
Вот, собственно, и все. Больше нет областей, где 5.1 нужен. Или хотя бы желателен. Можно возразить, что ведь есть еще музыка на 5.1. Но ее немного. Представлен 5.1 в музыке в виде форматов SACD (компьютер читать не будет точно) и DVD-Audio (будет, никуда не денется). Рассматриваться тут музыка 5.1 все-таки не будет, потому что альбом в DVD-Audio стоит от $25 и выше и найти его не так-то просто. Мало того, множество альбомов на DVD-Audio – обычный ремастеринг с 2.0 до 5.1 . Истинные 5.1 -диски пишут в основном т.н. аудиофильские лейблы, и стоят такие диски еще дороже средних $25. Поэтому музыку в формате 5.1 как критерий покупки мультимедийной системы, стоимость которой равна стоимости примерно десяти таких дисков, всерьез рассматривать не стоит.
Итак, начнем субъективное прослушивание. Забегая несколько вперед, был сделан один общий вывод, который отражает характер звучания систем на любом материале: несмотря на более интеллигентный внешний вид, система H-500 имеет более басистый звук, чем H-510. По внешности логично было бы сделать прямо противоположный вывод. А H-600 играет благодаря меньшим СЧ-головкам, несколько зажато, то есть обладает более узким динамическим диапазоном. В основном же все три системы похожи друг на друга.
Начнем с музыки. Хотя покупка 5.1 системы только для музыки не самый правильный выбор, так как практически вся музыка – это 2 канала. И смысл оплачивать еще 3 колонки и сабвуфер ничтожно мал. Лучше потратить деньги на максимально качественную стереопару.
Комплект тестировался на следующем материале: Anna Maria Jopec – Upojenie (джаз), Mozart – Requiem KV 626 (классика), Delerium – Nuages Du Monde (почти поп :) ). Комплекты повели себя практически одинаково. Только у H-500 и H-600 баланс между НЧ и ВЧ был смещен к низким частотам больше, чем у H-510. На вкус автора (не забывайте, акустика – предмет роскоши, которая должна доставлять удовольствие только одному человеку – ее владельцу) – чрезмерно. Но так как динамики в комплектах H-510 и H-500 одинаковые, то такой перекос в одном комплекте и его отсутствие в другом говорит о том, что с помощью эквалайзера можно добиться одинакового звучания. Действительно, немного убрав бас и добавив высоких частот, можно добиться от H-500 практически такого же звучания, как и у H-510. Итак, комплекты звучат одинаково, кроме того, что H-500 более басистый, а H-510 звучит поинтеллигентнее. Основные проблемы обоих комплектов – струйные шумы хорошо слышны при уровне звука выше среднего. Если сделать еще погромче, то глубокий бас заставит фазоинвертор "хлопать". Комплекты скрадывают мелкие детали, бас расплывчатый, неструктурированный. Сабвуферы придают бубнящую окраску звуку. Так как исчезает много мелочей, то от богатой записи остается несколько упрощенная. Как следствие – эффект вовлеченности невысок. Также сцена не слишком выражена. При переводе комплекта в принудительный режим 5.1 субъективно повышается воздушность, но сцена пропадает практически полностью: звук становится жестко привязан к пяти колонкам комплекта. В то же время звук мягкий, неутомительный. Не окрашивает инструменты и вокал (немного, правда, обедняя тембры). Можно слушать часами. А это большое достоинство. H-600 аналогичен H-500. Единственное, как отмечалось выше, звук немного зажат.
Теперь перейдем в мир объемного звука. Начнем с игр. Здесь ситуация меняется коренным образом: не придуманный микросхемой контроллера псевдо-сурраунд, а настоящий 5.1 звук позволяет погрузиться в мир игр вместе со стулом. Все недостатки, всплывшие в музыке (прослушивание которой не является прямой специальностью 5.1 ), быть таковыми перестали. Мягкий бас? Прекрасно! Рокочущие звуки взрывов потрясают. Так и хочется лишний раз куда-нибудь гранату бросить, чтобы послушать это еще раз. Топот вражеских ног отлично локализуется. Стрелять можно прямо на звук! Купольные матерчатые ВЧ позволяют гильзам очень приятно позвякивать при падении. Также была запущена игра ToCA Race Driver. Здесь также полное удовольствие от игры. Рев мощного двигателя, озвученный сабвуфером, попросту тряс стул. Опять же отличная локализация мнимых источников. Просто отлично. Множество новых ощущений от привычных игр гарантировано! Комплекты оказались в своей тарелке и показали свои таланты.
Осталось кино. Здесь одно слово: восторг! Все свои деньги комплекты отыгрывают полностью. Повторяется ситуация с играми: недостатки исчезли, остались только таланты. При включении фильма "Храброе сердце" в начале идет заставка студии Icon, и в ней грохочет гром. Как он грохочет! Появилось желание прокрутить этот объемный, округлый звук еще раз. Ну или парочку раз :). Здесь проявилась огромная ценность центрального канала. Без него диалоги переносятся во фронтальные каналы, что совсем не то, чего хочется. В фильме "Чарли и шоколадная фабрика" музыкальные вставки также записаны для 5 каналов и саба. Звук, действительно, окружает. Зритель полностью погружается в фильм.
Так как в основном фильмы рядов глубоких и жестких басов почти не имеют, поэтому можно сказать, что эти комплекты, обладающие мягким басом, в фильмах недостатков за свои деньги не имеют.
Итак, фильмы и игры – призвание комплектов, как и должно быть. Отличие только одно: H-500 и H-600 играют больше баса (именно в количественном отношении, но не в качественном), чем H-510. В остальном комплекты имеют одинаковый характер.
Выводы
Вот и закончилось прослушивание комплектов от Microlab. Самый главный вывод: киноманы и геймеры будут в восторге. Им не придется жалеть о потраченных деньгах. Комплекты очень удобны, имеют эргономичные пульты управления. Они неповторимы своей индивидуальной красотой. H-500 и H-600 – классика. H-510 – скорее техностиль. Корпуса из MDF не допускают паразитных пластмассовых призвуков. Комплекты удались. Аплодисменты производителю!
Ну а теперь список плюсов и минусов рассмотренных комплектов.
Плюсы:
Минусы:
Различия систем:
-
внешность;
-
H-600 имеет меньшие СЧ-динамики;
-
H-500 имеет приемник в качестве выносного блока, в H-510 внешний блок еще и предусилитель;
-
разные ПДУ;
-
количество баса в H-500 и H-600 больше, чем в H-510.
И последнее: так кто же лучше? А вот это каждый будет решать для себя сам. Комплекты имеют каждый свои особенности. Так, H-510 будет интересен тем, кому нравиться техностиль. Заодно 510-ая акустика позволяет немного сэкономить. H-500 – очень сбалансированный комплект, имеющий превосходный звук и очень хорошее, дорого выглядящее оформление. Ну а H-600 – кинотеатральный набор, который стильно смотрится, отлично звучит и удобен в расстановке (особенно за счет напольных фронтов).