Конструкция
Немного об оформлении фронтальной колонки. На передней панели видна известная акустическая схема д'Апполито. Она используется не только для того, чтобы с помощью двух СЧ-динамиков небольшого размера заменить большую СЧ-головку. Такая схема также позволяет в многополосной системе создать более-менее круговую диаграмму направленности, что приведет к равномерному звучанию системы в широком диапазоне отклонений слушателя от акустической оси колонок. Настолько ровную диаграмму направленности также можно получить, используя коаксиальный (находящиеся на одной оси) совмещенный НЧ-СЧ-ВЧ-динамик (такая схема применяется, например, известнейшими английскими производителями акустики KEF (технология Uni-Q) и Tannoy. Например, такой подход можно увидеть в KEF iQ5). Но это не в пример сложнее в реализации, да и за патент деньги отдавать придется или разрабатывать свою технологию совмещения. Поэтому схема д'Апполито – очень удачная и к месту использованная идея. Так как это 5.0 комплект, который явно в основном будет работать в кино, то равномерная диаграмма направленности для него жизненно необходима. Потому что фильм могут смотреть несколько человек, сидящих, допустим, рядом и разного роста. Неравномерная направленность не даст им всем насладиться одинаково качественным звуком: наилучший будет на пересечении акустических осей. А д'Апполито дает возможность получить более равномерную звуковую картину. Как известно, прямое излучение колонки составляет порядка 10% от всех звуков, достигающих ушей слушателя. Все остальное – отражения от стен, потолка и т.д. Поэтому важны, кстати, место, где будет проводиться прослушивание и также диаграмма направленности.
Басовый же динамик расположен уже не на передней панели фронтальных колонок, а на боковой поверхности. Прикрыт он тканевым грилем. Динамик работает в своем собственном отгороженном объеме, чтобы не мешать СЧ- и ВЧ-динамикам. Кстати, колонки с таким расположением басовой головки рекомендуется ставить так, чтобы НЧ "смотрели" в разные стороны. Но это не всегда обязательно наилучший вариант. Есть и исключения в виде некоторых помещений, в которых такие колонки играют лучше, когда НЧ-динамики ориентированы друг на друга. Можно сказать, что фронт получился отлично. Обоснованные решения в области конструирования колонок подкреплены великолепным дизайном. Отдельно следует отметить защитные сетки из акустической ткани, прикрывающие СЧ- и ВЧ-динамики. Для них предусмотрено крепление как на привычном месте, спереди колонки, так и сзади – чтобы снятый гриль не "терялся", а всегда был под рукой – на тыльной стороне колонки. Очень удобное решение.
Точно так же отлично выглядят тыловые колонки. Относительно небольшие конструкции имеют такие же СЧ- и ВЧ-головки, как и фронтальные колонки. Выдержаны они в едином для комплекта стиле. Небольшой размер СЧ-динамика ясно говорит о том, что бас играть они не будут. Да это и не нужно для тыловых колонок. Тем более что пара 8" драйверов фронтальных колонок – очень неплохой басовый потенциал.
Сзади тыловой колонки можно увидеть крепление для размещения колонки непосредственно на стене и, что удивительно на первый взгляд, пружинный зажим. Присмотревшись повнимательнее, выясняется, что этот зажим может принять провод достаточно большого диаметра. Также оправдывает его наличие и тот факт, что мощные низкочастотные составляющие колонки играть не будут. Поэтому достаточно будет не слишком толстого проводника и, как следствие, пружинного зажима для его подключения.
Выдержан в общем стиле со всем комплектом и центр. Точно такие же СЧ- и ВЧ-динамики, те же скосы передней панели и то же отличное качество покрытия блестящим черным лаком. Подключение так же, как и в тыловых колонках, – пружинными зажимами. Схема центральной колонки традиционна: 2 СЧ-динамика симметрично расположены по сторонам от высокочастотного. Так как комплект магнитоэкранирован, располагать центр можно в непосредственной близости от ЭЛТ-телевизора.
А теперь пара слов об усилителе, который будет играть с этой системой. Microlab V-3830 представляет собой многоканальный усилитель. Внешность простая. У этого есть и плюс, и минус. Минус – нет изюминки. Плюс – такой усилитель подойдет к любому комплекту, а не только к 3650 и не испортит впечатления от системы в целом.
Усилитель имеет следующие входы: 2.0: VCD, AUX, CD, DVD и один 5.1 вход. Выходы: 5 усиливаемых канала (винтовые зажимы) и один линейный – сабвуфер (RCA). Есть также два входа для микрофонов и один выход для наушников.
Управление удобное и достаточно интуитивное. Нужные кнопки и разъемы для часто подключаемых устройств (микрофоны, наушники) вынесены на лицевую панель. Дисплей имеет большой размер и легко читается.
Очень понравился пульт дистанционного управления. Удобный и функциональный. Многие функции можно вызвать сразу нажатием всего одной кнопки. Никаких меню с головоломной организацией (владельцы BMW, оснащенных системой iDrive, явно должны понимающе закивать головами :)).
Вывод: простой, удобный, ненавязчивый усилитель, которым приятно пользоваться.
Измерения
Подошло время измерить АЧХ и посмотреть, что именно прячется за стильными лакированными корпусами.
Очень интересная АЧХ. Несмотря на то, что кривая лежит в пределах -4.5 – +9 дБ, в глаза бросается поразительная ее гладкость. Можно сказать, что имеет место смещение баланса в сторону высоких частот. Но следует принять во внимание, что на измеряемом расстоянии в 1м влияние НЧ-динамика может быть не учтено в полной мере. Поэтому нужно привести здесь АЧХ одного низкочастотного драйвера фронтальной колонки. Выглядит она так:
Диапазон с 30 до 500 Гц образцово линейный. Остальные частоты можно и не рассматривать, так как динамик играет не на слушателя, а в сторону от акустической оси, и высокие частоты будут практически незаметны. Теперь если сложить кривые АЧХ фронтальной колонки в целом и АЧХ НЧ, то результат получится интересным. Графики настолько лишены изломов, что сказать по ним плохое попросту невозможно, однако некоторое смещение в сторону ВЧ останется, что выразится как небольшой субъективный недостаток баса, что подтвердится прослушиванием и отлично "лечится" добавлением сабвуфера в систему.
Далее следует центр. (Приведен сравнительный график АЧХ для центра и тыла, чтобы продемонстрировать одинаковую отдачу по басу.)
Этот канал является преимущественно голосовым при воспроизведении фильмов. Поэтому важна полоса частот 6-й и 7-й октав: середина (1.28 – 5.12 кГц). Здесь все достаточно пристойно. Эта полоса, как, впрочем, и вся АЧХ, вписывается в +4 – -6.5 дБ, что является нормальным результатом.
Нижняя граница этой колонки находится в районе 80 Гц, что вполне ожидаемо и оправданно: нижний диапазон центр играть не должен, только СЧ и ВЧ.
Остался фронтальный канал: бас точно такой же, как и у центра. Неравномерность АЧХ в рабочей области составила +5 – -3 дБ.
Вывод: наилучшими колонками оказались, конечно же, фронтальные. Центр и фронт неплохие. Они не доставят проблем и окажут необходимую поддержку основному каналу.
Прослушивание
Субъективное прослушивание проводилось с помощью фирменных Audio CD дисков разных стилей и направлений. Слушались в основном классика (Mozart – Requiem), джаз (Anna Maria Jopek - Upojenie), танцевальная музыка (Dj Tiesto – Elements Of Life). Прослушивание проводилось в нейтральном положении регуляторов bass/treble.
С первых же нот стала очевидной чистота воспроизведения музыки. Высокая разрешающая способность, полное отсутствие шероховатостей позволили слушать музыку, а не улавливать лишние шумы.
Баланс между ВЧ и НЧ смещен немного в сторону ВЧ. Другими словами, комплекту не помешает сабвуфер. Выпячивания ВЧ нет. Имеет место скорее небольшой недостаток низких частот. Заметно это в тех жанрах музыки, которые и должны иметь очень много баса относительно живой музыки.
К слову, сабвуфер в кино нужен в любом случае и в музыке не помешает (при грамотной расстановке и согласовании, конечно).
Комплект имеет отличную однообразность (неразрывность) звукового спектра. Ухо не режет явно выпяченным или заваленным участком АЧХ. Музыка проигрывается так, как ее задумал звукорежиссер – чисто и не окрашено.
Порадовала выстраиваемая сцена. Воображаемые источники умудрялись даже выбраться за пределы стереобазы фронтальных колонок. Локализация инструментов в сцене на должной высоте.
В связи с отличными характеристиками направленности и дисперсии воспроизведение окружающей обстановки очень живое и реалистичное.
Длительное прослушивание не вызывает утомления. Наоборот, колонки легко вовлекают слушателя в прослушивание музыки.
Вывод можно сделать только один: система практически не имеет недостатков. Количество баса на вкус. А докупить сабвуфер давно уже не проблема: многие производители предлагают сабвуферы на любой вкус. Ведь и усилитель имеет выход на сабвуфер.
Выводы
Итак, что можно сказать о появлении продукции microlab в мире "взрослого" Hi-Fi? Комплект 3650 в паре с усилителем V-3630 имеет полное право причислять себя к системам с высокой точностью звучания. Мало того, вместе с отличным звучанием покупатель получает украшение для своей квартиры: внешний вид системы заслуживает только похвалы. Минус только один: цена. Хорошие вещи дешево не стоят, а microlab 3650, без сомнения, хорошая вещь. Владелец получит от нее только радость и удовольствие.
Плюсы:
-
качественный звук;
-
потрясающая внешность.
Минусы:
Фотографии выполнены в собственной студии TECHLABS, фотограф Дмитрий Филатов