Басовая партия. Обзор трёх новых сабвуферов AVE. Сравнение с начальными Pioneer и Tannoy
Расхожее мнение, что сабвуферу место только в домашнем театре, всё чаще успешно опровергается на практике. Ведь разделение на музыкальные и театральные сабвуферы довольно условно. Остаётся выяснить, действительно ли вопрос лишь в цене или всё-таки бывают исключения.
Итак, основной элемент активного сабвуфера – адекватный по мощности усилитель низкой частоты. Именно от него в первую очередь зависит, насколько чётким и качественным будет бас. А вот насколько глубоким – во многом определяется размерами динамика и акустического оформления.
Усиление-питание в нынешних сабвуферах AVE реализовано по классической схеме. Увесистый тороидальный трансформатор, обнадёживающие конденсаторы, тройка «рабочих лошадок» на термопасте (оребрение радиатора наружу), ну и прочая «мелочовка». Конечно, немаловажно, какой именно операционник или какой вдруг комплиментарный транзистор используется, но сейчас речь об ином. Класс В уже изъезжен вдоль и поперёк. Класс АВ тоже распахан до основания. Тут главное – питание. Причём чем ближе к чистой синусоиде будет напряжение, подаваемое на трансформатор усилителя, – тем лучше. Посему не удивляйтесь, если сабвуфер из числа тестируемых в условиях с идеальной «напругой» и при искажённом по форме напряжении сети будет звучать по-разному.
100 ватт выходной мощности для сабвуфера в общем-то немного. Правда, если чувствительность динамика высока, то этими ваттами можно басить во всю ивановскую. Но с высокой чувствительностью упрёмся в добротность, а добротность конкретного динамика потянет за собой большой объём акустического оформления. Так что как ни крути, а для компактного сабвуфера нужен мощный усилитель. Особенно если реализовано акустическое оформление Closed Box (то есть без фазоинвертора) и отчасти если используются пассивные излучатели. А как раз таковые стоят в AVE 611. Причём аж две штуки, разнесённые по бокам корпуса относительно динамика, который красуется на лицевой стороне. По сравнению с фазоинвертором следует ожидать выигрыша по развиваемому акустическому давлению и специфической динамики на малых и больших громкостях.
Фирмы с солидным акустическим стажем налегают на сабвуферное усиление по полной программе. Так, у тяжеловеса Pioneer 110 нехилая усилительная часть вынесена за пределы акустически целостного корпуса и выпирает сзади здоровенным курдюком. Tannoy в суперкомпактном (да ещё и closed box!!!), весом всего лишь 7 кг, сабвуфере TS8, наоборот, всё хозяйство упрятала внутрь корпуса, но применила продвинутый (миниатюрный, с высоким КПД) усилитель совершенно иного принципа действия.
BASH – запатентованная технология усиления низкой частоты. Фактически это новый тип усиления, совмещающий эффективность класса АВ и качество класса А. Фокус в том, что посредством специального чипа отслеживается входной сигнал и мгновенно определяется, сколько энергии «вкачать» в тот или иной момент времени. Само же усиление, по сути, широтно-импульсное, без преобразования из аналога в цифру. Иногда усилители BASH относят к свежеиспечённому классу Е. Следует отметить: КПД достигает аж 85%, тогда как у усилителей класса АВ всего лишь около 60%. Нелинейные искажения, конечно, выше, но для сабвуферов вполне приемлемы.
Всё бы хорошо, но есть одно пакостное но. Если управляющая BASH микросхемка накроется, то нынче найти ей замену на просторах России практически невозможно. В Москве, в специализированных сервисных центрах, ещё есть шанс. |
Тестируемые сабвуферы AVE имеют лишь переключение фазы 0/180 градусов. Это совсем неплохо. Мы уже разобрались (см. врезку выше по тексту), что плавная настройка фазы сама по себе ничего не гарантирует. А на практике, после долгой и нудной настройки фазы по приборам, чаще всего выходят два положения: 0 и 180. По ходу напомню, как «0 градусов», так и «180 градусов» являются довольно условными обозначениями, ведь фаза любого акустического преобразователя сильно зависит от частоты. К какой частоте следует отнести 0, а к какой 180 – лежит на совести производителя. ФЧХ стандартами на бытовую аппаратуру не регламентируется.
808-я модель обзавелась кнопкой-примочкой с интригующим названием bassboost. Не смущайтесь: изготовитель, очевидно, будучи навеселе, надписал тумблер на свой манер. А переключатели под названием music-cinema есть на многих Hi-Fi-сабвуферах. Как правило, режим кино – АЧХ горбом, тут бас без тормозов, режим музыки – АЧХ в горизонтальную «пОлку» и бас, что называется, под чутким контролем.
Сабвуферы 301-й и 611-й моделей, увы, не могут похвастаться удобствами в виде рукояток настройки. На заднюю панель выведен лишь шлиц под отвёртку. В принципе это не так страшно, поскольку в одном помещении при неизменной акустике настройка сабвуфера осуществляется один раз, а уровень сабвуфера на лету регулируется дисташкой с помощью ресивера. Однако в случае подключения к стереоусилителю через высокоамплитудные входы-выходы экономный шлиц, увы, напомнит о себе не раз.
Обращаю ваше внимание, плита-основание у рассматриваемых сегодня сабвуферов выполняет скорее декоративную функцию (отчасти добавляет жёсткости). Никаких дополнительных портов фазоинверторов нет. Сами по себе корпуса вполне жёсткие, толщина панелей MDF достаточная.
Наконец, буквально пару слов о динамиках. Пока в сабвуферах AVE используются длинноходные динамики, но с жёстким подвесом. Внешне качество изготовления диффузора и его подвеса не вызывает нареканий.
Оригинал статьи: "Басовая партия. Обзор трёх новых сабвуферов AVE. Сравнение с начальными Pioneer и Tannoy" на Ferra.ru