3D Home Architect: изба твоей мечты
Арсений Чеботарев
Компьютеры+Программы# 2 2005 г.
Каждый нормальный человек стремится жить хорошо, а один из атрибутов хорошей жизни — собственная изба, она же — дом, она же — рідна хата. Но прежде, чем браться за мастерок, нужно как следует все спланировать. Естественно, на компьютере.
Мотивация
Мегаполис угнетает, давит, плющит и убивает. Процветают только тараканы и крысы, а человек морщится, сереет и вообще плохо выглядит. Пробки, толпы и забитые маршрутки — это может понравиться только извращенцам. В результате каждый, как только появляется возможность, сразу же пытается "слинять" на свободу — в пампасы. В пампасах, то есть на своем участке, вы можете:
- выращивать здоровое поколение (типа Шварца в "Близнецах"), равно как и другую живность, например кроликов. И не обязательно их жрать. Для тех, кто занимается породистыми собаками, котами, лошадями и крокодилами, своя ферма — вообще то, что доктор прописал;
- заниматься флористикой, то есть сажать и выращивать все что угодно — от банальной картошки до галюциногенных грибов;
- строить гаражи в любом количестве, на три и более мерсов, а также парковать собственный КАМАЗ в любом месте своего загона;
- выбирать площадь собственной кухни, не ограничиваясь бесчеловечными шестью метрами, то же самое касается санузла и вообще всего, что вам нужно: можно под настроение "подкинуть" себе сауну, бильярдную, спортивный зал, курительную, кабинет рабочий, кабинет для грустных мыслей, кабинет для случайных связей и так далее;
- приглашать к себе в гости с ночевкой в неограниченном количестве: друзей, подруг и родственников.
… и при этом вы не будете спотыкаться о горы неясных шприцов, как это бывает поутру в моем парадном.
Короче — мечта идиота однозначно существует. Другое дело — как ее воплотить в жизнь. Будем считать, что все, что нужно в плане земли, бабушка вам уже позавещала — или, напротив, дед обещает помочь с цементом. И следующим важным этапом является проектирование избы своей мечты (ну, или, на худой конец, тещиной мечты). Ну, насчет проектирования в глобальном смысле этого слова — это я, может, и махнул. Проектированию в институтах учат, но какой-то план и эскиз может построить любой нормальный пользователь, если дочитает эту статью до конца. А уж потом с этой картинкой можно будет ломиться в местное бюро технической инвентаризации, или что у вас там вместо этого. Там вообще рукописные планы принимают, так что со своей компьютерной графикой вы будете выглядеть очень модно. И главное — увидите, как могли бы жить, если бы вам не мешали завистники и недоброжелатели. А это, согласитесь, мобилизирует на новые свершения.
Прога
Собственно, для такого вот проектирования домов и предназначена выпущенная компанией Broderbund.com программа с длинным названием 3D Home Architect Home Design Deluxe 6. Для краткости будем использовать сокращение 3DHA. Как видите, слово "дом" в назывании присутствует целых два раза, так что это наверняка то что нам нужно.
Побочным продуктом проектирования является трехмерная модель нашего строения, что может произвести впечатление как на вас лично, так и на заказчика, если вы креативите на заказ.
Сейчас-сейчас мы детально посмотрим, что и куда в этой программе, чтобы в результате крыша у вас была сверху и из каждого туалета имелся выход.
Возводить дом с нуля — дело сложное и долгое. Поэтому сразу после запуска нового проекта запускается мастер (ну и правильно — кому ж и дома-то строить, как не мастеру?).
Тут вам понадобится несколько понятий. А именно: вы должны представлять, что такое нулевой уровень. Это та линия, где условно заканчивается подземная часть и начинается надземная, типа начало отсчета — все, что ниже этого уровня, имеет отрицательную высоту. Кроме того, поскольку программа на английском, вам придется перевести пару терминов, типа concrete slab.
Для людей недогадливых рядом с кнопками выбора приводятся картиночки, иллюстрирующие, что от вас требуется. А требоваться будет: ввести количество этажей, форму строения и расположение гаража, а также задать размеры. Впрочем, это только начало — потом все можно будет изменить.
После работы мастер оставит вас с коробкой безо всяких намеков на окна и двери, не говоря уже об обстановке. Забудем на время о размещении телевизоров или микроволновки, потому что без дверей жить все равно невозможно.
При конструировании вы будете пользоваться тремя видами:
- 2D-чертеж;
- 2D-план;
- 3D модель.
— и если сначала вы больше будете прикалываться с трехмерной схемой, то в конце концов поймете, что первый режим — самый удобный.
Вообще, видов в этой программе дофигища, а именно: как минимум, три главных (план, план с заливкой и 3D). Мало того, для трехмерного вида предусмотрено еще пять подвидов:
- каркасная модель;
- каркасная модель с отсечением невидимых граней;
- простой "рендер" — то есть живое изображение;
- рендер с гранями (выглядит обалденно);
- каркас с фактурами (понять на котором что-либо весьма сложно).
Кроме того, есть режим проективного вида слева-справа-спереди-сзади, что тоже очень полезно, поскольку проекции даются без аксинометрических искажений, характерных для 3D.
Да, есть еще и вид "реальная картинка" (в терминологии программы — TrueView), в котором используется настоящий ray tracing, то есть трассировка лучей. Единственное, что этот вид просчитывается не в реальном времени, а требует длительного рендеринга и даже в самом простом режиме сцена средней сложности (около 20 Кб полигонов) на моем Селероне 2800 считается полчаса. В настройки введено множество параметров этого процесса, так что вы всегда можете оптимизировать его по шкале качество/скорость.
По аналогии с видами для модели есть много режимов работы с "камерой": можно делать зум (наезд, увеличение), вращать камерой (вращение камеры относительно центра фокуса линзы), штативом (вращение камеры относительно третьей точки), а также делать слайд (то, что получается, когда камера едет на тележке). Есть так называемый walk around, который является комбинацией поворота и наезда — вроде того, как если бы вы ходили ногами, в том числе по воздуху и сквозь стены.
Для двумерных изображений лист чертежа можно двигать "рукой", как это делается в Adobe Acrobat Reader. Есть также режимы автоматического масштабирования и сброса всех установок в вид по умолчанию.
Вообще-то, ничего сложного в этих видах нет, но вот в трех измерениях придется набить руку, прежде чем вы сможете двигаться так, как хочется. Жаль, что нет режима управления 3D-шутера, поскольку многие умеют управлять движениями на клавишах WASD. Зато колесики на мыши работают в полную силу.
И последнее — это фильтры того, что мы видим. Они представлены пиктограммкой с глазом. Можно настроить очень точно, что будет отображаться: например, "окна, двери и розетки". Можно получить интересные изображения, если, например, сделать видимым все, кроме стенJ. На самом деле такие виды используются в реальной жизни, например — при изображении разводки отопления или электропроводки.
Новые стандарты открытости
Строим
Итак, окна-двери. И то и другое вы можете найти в соответствующих палитрах, причем их, этих окон и дверей, там очень много. Как говорится, все типоразмеры. Кроме того, есть там и такой объект, как "дырки" (ака проемы, по-английски называемые "openings"). Далее к вашим услугам: веранды, эркеры, колонны, опять-таки стены и прочий строительный хлам, типа крыш и фундаментных блоков.
Трехмерный вид требует напряженного "мышления", так что я сразу перешел к двухмерному плану и натыкал там окон, дверей, а также пару лестниц. Поначалу ничего не предвещает особых наворотов, но стоит пощелкать на любом объекте — и вы сразу попадете в инспектор свойств, где увидите массу параметров этого объекта, начиная от геометрических размеров, типа выполнения, материала и вплоть до расценок на материалы. То есть программа может даже смету сама посчитать — конечно, при условии, если вы проинструктируете ее, почем вы берете кирпич.
Несколько замечаний. Во-первых, система "строительства" позволяет делать все, что вам угодно: например, подвешивать окна в пространстве и так далее. Но по умолчанию система старается привязывать объекты правильно. В каждый отдельный момент времени вы работаете только с одним этажом, так что, если вы не можете вставить, например, окно туда, куда хотите — то не исключено, что причина в том, что вы "залезли" не на тот этаж, с которым работаете.
Рей-трейс "папа курит" при минимуме деталей: Селерон 2800 МГц, 24 минуты
Во-вторых: обратите внимание на всякие автоматические режимы, поскольку без них вы как без рук, а также без ног и без ушей. Например: все стенки по периметру удобнее строить за один раз, как полигон — и тогда компьютер поможет вам все правильно соединить. Закончить рисование нужно правой кнопкой рFinish. Аналогично компьютер помогает выровнять стены на втором этаже по первому. А уж когда стены будут правильно состыкованы, вы можете легко растягивать ваш дом как одно целое — и все объекты будут довольно логично согласовываться. Понатыкав же отдельных стен, при попытке соединить их вы получите дырки или "навалы" стенок, а также другие нежелательные артефакты.
Отделка и обстановка
Отделка включает штукатурку, покраску и настил полов. Кстати, в отличие от реальной жизни, в готовом строении вы можете даже "поменять кирпич". Так что этот процесс также относится к "раскраске".
К вашим услугам масса (ну, просто масса!) всяких материалов, включая профессиональные, из каталогов известных производителей. Например, покрытия стан можно классифицировать по каталогам "Master Builders", "Aristech", "Formica", тканевые обои по каталогу "Calico Corners", расцветки ламината — по "Formica" и т.д.
Не забудьте уделить внимание полу — он может быть как сплошным (бетон), так и в виде настила из досок (преферабельно для жилых комнат, потому что теплее всего). На пол можете "покласть" линолеум или ковролин, а то и плитку — это впечатляет.
Если у вас два и более этажей, то вам нужны также и лестницы, а также прорези в перекрытиях. Сделать это несложно — выберите двухмерный план, режим Настил пола по точкам, и обведите (прощелкайте) будущий проем. Теперь этот фрагмент перекрытия можно выбрать и удалить.
Обстановка включает всякие шкафы, тумбочки и прочее, включая также электроприборы и кухонное оборудование. Это позволяет правильно спланировать расстановку, привязку и так далее — я примерно за час получил хорошие согласованные по стилю результаты. Правда, последующий рендеринг с высоким разрешением убил мой файл начисто — так что делайте хоть копии своих творений перед этой операцией!
Не пора ли нам подкрепиться?
Разное и приколы
Разное — это разное. Например, для пущей точности и реалистичности можно точно передать ландшафт, буквально выставив уровни и правильно "покрыв" землю нужным материалом, в качестве которого по умолчанию — трава. Для вящей убедительности вместо обычного неба на заднем фоне можно расположить какое-нибудь изображение, включая реальные снимки местности.
К приколам я отношу все, вызывающее улыбку. Первое, что меня потешило, это некоторые аксинометрические виды. Ну, конечно, я такое видел и раньше, например в "Counter Strike", но все равно смешно. Как в том анекдоте: "рассмотрели предоставленный Вами проект дома — и приняли решение купить немного травы, которую Вы курите".
Второе интересное — это всякие фоны, заставки, а также фотогалерея, в которую вы можете вставлять изображения, а потом выносить это на свой "двор". Порадовали кони, а также летающие воздушные шары: можно сказать, типичные для нашего пейзажа атрибуты.
Хорошо, когда кони — друзья. Хуже, когда друзья — кони
Финишинг
В результате: прога прикольная, несложная, ясная как божий день. С ее помощью вы можете не только визуализировать свои мечты (типа "тихо сам с собою я веду беседу"), но и креативить на коммерческой основе, продавая толстым дядям и тетям красивые виды на их будущие вигвамы.