Автодайджест. Выпуск 2/2007
Карпьютеры
Перейдем к карпьютерам, то есть к полноценным компьютерным системам, самостоятельно установленным в автомобиль. Начнем с описания трех проектов, которые были реализованы на автомобилях
Nissan 350Z и Mazda RX-8.
Небольшое отступление по поводу самих автомобилей. На сегодняшний момент, именно эти две модели являются наиболее доступными, настоящими спорткарами в России. Цена на первый автомобиль (Nissan 350Z) начинается с $66 тысяч; Mazda - дешевле, от $46 тысяч. Разница в цене во многом зависит от объема двигателя (исходя из которого, вычисляется таможенная пошлина): у 350Z он равен 3,5 л, а у RX-8 - только 1,3 л. Пропорциональная разница в цене сохраняется и на вторичном рынке: цены на трехлетний Ниссан стартуют с $30 тыс., на Мазду - с $20 тыс.
Однако соперники почти равны по силам. На автомобилях установлены принципиально разные двигатели. У 350Z - честная атмосферная V-образная «шестерка» мощностью 300 л.с. и крутящим моментом 353 Нм (развиваемым при 4800RPM), а на RX-8 установлен двухсекционный роторный двигатель Renesis (от английского rotary engine genesis), который в зависимости от модификации развивает от 192 л.с. до 250 л.с. (при 8500 RPM!). Впрочем, объем есть объем - и крутящий момент у RX-8 невысок ~220 Нм (при 5500 RPM). Зато у мазды есть второй ряд, относительно удобных сидений, а также небольшие дверцы, которые открываются против направления движения.
У Ниссана сидений нет - позади водителя установлена мощная акустическая система и несколько отсеков для «мелочевки». Но все это второстепенные детали - главное то, как машина едет. На прямой RX-8 ловить нечего, ее объедет и Ниссан, и пафосный немецкий седан. Но на горной дороге, на трассе, Мазда раскроет себя с лучшей стороны: великолепная управляемость, баланс, отличные тормоза.
Отдельный аспект - техническое обслуживание. С Ниссаном все просто - за него возьмутся как официальные сервис-центры, так и «гаражные». С Маздой все наоборот: малое количество автомобилей, сложность роторного двигателя привели к тому, что очень мало грамотных мастеров, не боящихся подойти к RX-8. Да и оборудование нужно специальное. Например, замер компрессии производится специальным прибором, он считывает три значения (вместо одного, как на классических поршневых двигателях). Не думаем, что, например, в Ростовской области есть хоть один такой компрессометр. С тюнингом ситуация аналогичная: для 350Z много различных тюнинг-китов в наличии. А с Маздой ситуация хуже: комплект подвески, тормозов еще можно найти, но залезть в двигатель - нереально. С этой точки зрения, предыдущая Мазда RX-7 тюнилась намного легче (кстати, на ней стоял роторный двигатель с турбонаддувом!).
Итак, возвращаемся к карпьютерам. Владелец Ниссана установил компьютер скрытно, а для вывода информации использовал место штатной навигации. Пожалуй, это высший пилотаж, когда компьютер интегрирован в автомобиль без изменения интерьера, и при этом выглядит как заводская опция.
Установка карпьютеров во многие автомобили является хорошо отлаженной операцией, и многие затруднения детально описаны и решены. Nissan 350Z является наглядным примером: другой владелец этой машины (правда, в кузове типа «родстер») подробнейшим образом задокументировал все этапы установки компьютера (2004-350z-carputer.zip; формат .doc, размер ~9 Мб).
Посмотрим, что придумали владельцы Мазд. Первый установил карпьютер в «бардачок»:
Монитор также установлен в штатное место.
Подобным образом поступил и автор другого проекта: монитор установлен в штатном месте.
Однако сам компьютер расположен в багажнике, в обычном корпусе (правда, прозрачном). А на «бороде» установлен 4-хпортовый USB-хаб, для подключения дополнительных устройств.
Следующий карпьютер установлен в автомобиле Nissan Altima, установщик выбрал место расположения системного блока под передним сидением. Маленькая деталь - на крышке багажника появился еще один логотип - «Intel Inside».
Пара мониторов расположены в подголовниках, для развлечения задних пассажиров. Основной монитор установлен на центральной консоли:
Следующий компьютер установлен в BMW третьей серии, в кузове E46.
Интересная деталь - операционная система имеет специальную оболочку. Стандартный рабочий стол Windows XP/Vista ориентирован на использование мыши. А 99% карпьютеров используют монитор с тачскрином, то есть монитор с чувствительностью к нажатию стилуса или пальца. Соответственно, все кнопки управления должны быть большими, чтобы в них можно было попасть пальцем и при движении.
Следующий на очереди карпьютер установлен в Шевроле Камаро 1998 года выпуска.
Сделано немного грубо и аляповато, но американские автомобили никогда не могли похвастаться
качественными материалами интерьера или точностью подгонки внутренних панелей. Так что,
по американским меркам, это аккуратная инсталляция.
Впрочем, есть одна интересная особенность: DVD-привод установлен в солнцезащитный козырек:
И еще пара американских автомобилей. На этот раз модификации подверглась легенда
мускул-каров - Ford Mustang.
Выглядит довольно аккуратно, исключительно потому, что автор самостоятельно изготовил рамку для установки монитора. Кроме того, рядом с ручником расположен 2-портовый USB-хаб, а также видео- и аудио- входы.
Еще один модифицированный Мустанг.
Хозяин поставил и подключил к компьютеру камеру заднего вида. А сам компьютер установил в багажнике. С учетом громадного сабвуфера, места для багажа практически не осталось. Но, с другой стороны, на Мустангах не возят мешки с картошкой. Для этого существуют пикапы, но американцы возят в них, в основном воздух, а зимой - снег.
Единственные автомобили, где места много - это минивены и вседорожники. Да и необходимость карпьютера
в них несравнимо выше, особенно для семиместных модификаций.
Судите сами, кроме небольшого монитора на передней панели, автор этой инсталляции расположил широкоформатный монитор на «бороде». А место между сидениями позволяет спокойно установить и игровую приставку. Под передней панелью столько места, что туда помещается довольно внушительный баребон, козырьки настолько большие, что в них помещается полноценная клавиатура, а большой потолочный монитор с проигрывателем теряется на гигантском потолке.
Следующая система попала в поле нашего зрения исключительно из-за названия Torrent.
Известно это популярная файлообменная сеть, но мало кто знает, что компания Pontiac
выпускает одноименный кроссовер:
Владелец такой машины также не избежал эпидемии карпьютера. На вид обычная
система; отметим только интересную программную оболочку, а также GPS и Wi-Fi модули,
расположенные около заднего бокового окна.
Компоненты
В заключение несколько слов о компонентах. В частности, этим летом в продаже появилась довольно интересная модель от Prology - CMU-400.
Интересна она, прежде всего тем, что у нее отсутствует привычный CD-привод. А в качестве источника звука выступают флэш-карты SD/MMC или USB (также есть FM-тюнер). В остальном - привычный ресивер, с выходной мощностью 4 по 50 Вт, форм-фактором 1 DIN и поддержкой пульта дистанционного управления. Все хорошо, если бы не цена, которая находится в диапазоне от 2000 до 2500 руб. Учитывая бюджетную направленность продуктов Prodigy, а также отсутствие массы железяк, из которых состоит CD-привод, пользователи вправе ожидать более демократичной цены.
Впервые об этом продукте мы узнали пару месяцев назад, и подумали, что только производители третьего эшелона будут пытаться привлечь покупателя подобными изделиями. А признанные лидеры CarAudio будут игнорировать модные веяния цифровой эпохи. И ошиблись - компания Alpine представила
ресивер iDA-X001, в котором также отсутствует CD-привод.
Начинка несравнимо лучше Prology CMU-400 (что неудивительно, учитывая разницу в цене и классе), и включает тюнер с системой RDS и 24-битный ЦАП Burr-Brown. Источником звука может быть не только USB-флешка, но и популярный Apple iPod (интерфейс управления максимально унифицирован между плеером и ресивером). А для фанатов различных мобильных устройств (сотовых телефонов и коммуникаторов) доступен еще один способ передачи звука - при помощи дополнительного Bluetooth-интерфейса KCE-300BT. Стоит отметить наличие у iDA-X001 цветного TFT-дисплея с разрешением 320 на 240.
Ради интереса, мы проверили ассортимент Sony - не появилось ли подобного устройства и у этого производителя. Ведь в свое время (год назад) компания первая представила ресивер MEX-1GP, у которого был 1 Гб встроенной флэш-памяти. Память находилась внутри съемной панели, что позволяло унести ее домой, подключить к компьютеру и записать свежескаченной музыки.
Итак, мы проверили, и ресивера без поддержки CD не обнаружили. Зато нашли новую модель
MEX-BT5000, которая расширяет серию MEX и отличается расширенной поддержкой Bluetooth версии 1.2,
что подразумевает не только беспроводную связь телефона с hands-free, но и беспроводную
передачу потокового аудио (поддержка профиля A2DP)!
Что нового и интересного появилось в интернете
Японский художественный фильм Shuto Kousoku Max о нелегальных гонках по автобану. Сюжет примитивный, спецэффектов - почти ноль, зато сам фильм очень атмосферный и смотрится «на ура», на японском языке с английскими субтитрами. Версия Max - это полноценная картина, а еще встречаются версии Trial - это сериал.
Еще один японский фильм Initial D посвящен дрифту (конечно, нелегальному) на горных дорогах. Сюжет прост, как китайские палочки, спецэффекты есть, но мало. Зато в атмосферу гоночного комьюнити фильм передает отлично. Если постараться, то можно найти этот фильм с русским переводом! А если лень искать, то мы уже встретили DVD-версию фильма на рыночных развалах.
Касательно этих двух фильмов, хотим отметить, что фактически гонки занимают половину времени фильма, и не сопровождаются глупыми комментариями: только звук моторов и приглушенная музыка. Фанатам серии Need For Speed - понравится наверняка!