Walton Chaintech Corporation является одной из крупнейших компаний, которая занимается производством видеокарт, материнских плат (OEM), модулей памяти и различного рода высокотехнологичных устройств.
Производитель, внедряя различного рода инновационные технологии, создает высококачественную продукцию, которая получила признание у многих пользователей ПК. И все это благодаря надежности и невысокой стоимости устройств, в пользу которых и делается выбор покупателей. Начиная с 2005 года компания Chaintech приняла решение объединиться с компанией Walton Advanced Engeneering, которая в свою очередь входит в крупный альянс PSA (Passive System Alliance), занимающего значительную долю на рынке IT-продуктов. Помимо этого в альянс PSA еще входят Hannstar, Walsin Technology и Maxstar. Как известно, Walton Advanced Engeneering занимается производством высококачественной памяти (второй по мощности производитель DRAM-памяти на Тайване) и поставляет ее многим мировым компаниям (например, Kingston или Kingmax).
Hannstar и Walsin Technology - крупные производители PCB, которые поставляют свою продукцию для ведущих фирм-производителей, таких как: Chaintech, ASUS, Gigabyte, Foxconn, Dell, NEC, LG, Sharp, Canon, NVIDIA, ATI, Samsung, Kingston, ECS, MSI и многих других.
Нетрудно догадаться, что благодаря вступлению в PSA Walton Chaintech будет использовать PCB собственного производства, различные компоненты и чипы памяти на плате. Помимо этого, продукция компании дополнится ассортиментом оперативной памяти и различного рода флэш-накопителей. Ныне линейка видеокарт обновленного бренда представлена в достаточно широком диапазоне, одна из которых, Chaintech Apogee GeForce 7300 GT 256 MB, побывала в нашей лаборатории, что и послужило поводом написания данной статьи.
Чип G73. Архитектура
Дебют видеокарт серии NVIDIA GeForce 7300 GT состоялся еще в мае 2006 года. Эти ускорители предназначались для низшего ценового сегмента рынка на замену популярной серии GeForce 6200. Еще тогда карты подобного типа начали сбивать пользователей с толку, ибо они используют чип G73, который также применяется на платах серии GeForce 7600, относящийся как раз к классу mainstream. Карты GeForce 7300 GT очень выгодно отличались от своего младшего "брата" G72 с его четырьмя пиксельными конвейерами. Безусловно, GPU самого низшего ценового диапазона – это "обрезки" более старших по званию коллег. Так урезанной версией процессора G71 является чип G73, который претерпел еще большую "урезку", в результате чего и появляется на свет GeForce 7300 GT. В принципе, такой подход со стороны компании NVIDIA полностью понятен: чем меньше отходов - тем прибыльнее производство.
На выше приведенной схеме представлена основная архитектура G73 (на примере 7300 GT), где число пиксельных конвейеров равняется 8 (2 квада), вершинных конвейера - 4, а вот число блоков записи в кадровый буфер (ROP – Raster Operations Pipes) осталось такое же, как и у 7600 GS/GT, и равняется 8. Отметим, что на данный момент компания NVIDIA постепенно делает упор на количество шейдерных блоков (7600 GS/GT). И это неудивительно, так как в своем большинстве производительность в современных 3D-играх ограничена числом
пиксельных и вершинных конвейеров на карте.
Вершинные конвейеры (на схеме их 4) представляют собой массив MIMD (Multiple Instruction, Multiple Data - дословно переводится, как "Много потоков команд - много потоков данных"), который включает в себя векторный и скалярный ALU, что позволяет выполнять чипу за один такт две операции.
Помимо этого вершинный конвейер может выполнять однотактовые MADD-операции (Mult + ADD – умножение + сложение). Оранжевым цветом отмечен блок Vertex Texture Fetch, который отвечает за выборку текстур (одновременно до 4 текстур). Каждый вершинный конвейер полностью поддерживает спецификацию DirectX 9 Vertex Shader 3.0.
Теперь перейдем к пиксельным конвейерам. Они объединены в массив SIMD (Single Instruction, Multiple Data – "Один поток команд – много потоков данных"). Содержат по два векторных ALU (могут выполнять по 2 различные операции с 4 элементами), которые располагают еще двумя скалярными блоками Mini-ALU для выполнения более простых команд. Каждый ALU может выполнять операции MADD и MULL, и, по сути, получается, что данные блоки дублируют друг друга.
В принципе, такой ход со стороны NVIDIA понятен, потому как на данный момент в современных играх используются пиксельные шейдеры, наиболее часто выполняющие операцию MADD, а большее число блоков увеличит скорость их обработки. ALU работают с данными в формате FP32 (дополнительно присутствует независимый блок FP16 для нормализации векторов). Текстурные модули (на рисунке обозначены оранжевым) имеют собственный кэш первого уровня, могут производить фильтрацию текстур с целочисленным форматом и FP16, анизотропную фильтрацию выполняют за несколько тактов в режиме до 16x.
Блоки записи в кадровый буфер (ROP) могут оперировать одним значением цвета и одним (двумя) значением глубины шаблонов за один такт. Запись цвета производится в формате FP32, FP16, INT8 за такт.
Также поддерживаются сглаживание MSAA с коррекцией контраста, блендинг и сравнение цвета в формате FP16 и INT8, специальный метод обработки альфа-текстур (Transparency Anti-Aliasing), позволяющий получать более реалистичное изображение без потерь в скорости (заметно на всевозможных решетчатых и ячеистых объектах).
Напоследок ознакомимся с основными официальными техническими характеристиками G73:
Спецификации G73 |
Комментарии |
Технологический процесс |
90nm |
Количество транзисторов |
178M |
Интерфейс памяти |
128-битная GDDR3 |
Объем кадрового буфера |
256 MB |
Частота ядра |
560/560 МГц |
Вершинные конвейеры |
5 |
Пиксельные конвейеры |
12 |
ROP (блоки растеризации) |
8 |
Максимальная потребляемая мощность |
67 Вт |
Вершинные конвейеры: |
|
- количество |
5 |
- объединены в массив MIMD |
Multiple Instruction, Multiple Data - Много потоков команд - много потоков данных |
- включает в себя векторный FP 32 и скалярный FP 32 модули |
- |
- поддержка DirectX 9.0 Vertex Shader Model 3.0 |
- |
Пиксельные конвейеры: |
|
- количество |
12 |
- содержат по два векторных ALU на конвейер |
- |
- выполняют по 2 различные операции с 4 векторными элементами |
- |
- поддержка функции MRT |
Multiple Render Targets - рендеринг в несколько буферов |
- обработка шейдеров бесконечной длины |
- |
- полная поддержка DirectX 9.0 Pixel Shader 3.0 |
- |
Текстурные блоки: |
|
- билинейная фильтрация осуществляется за один такт |
- |
- поддержка 16- и 32-битных данных в формате с плавающей точкой |
- |
- улучшенная 16х анизотропная фильтрация |
- |
- поддержка текстур FP32 |
- |
- DirectX и S3TC компрессия текстур |
- |
Технология Intellisample: |
- |
- алгоритмы сглаживания MSAA и SSAA |
Super-sampling и Transparent Multi-sampling |
Технология UltraShadow II: |
- |
- оптимизации прорисовки геометрии для ускорения обработки теней |
- |
PureVideo: |
- |
- адаптивный программируемый потоковый видеопроцессор |
- |
- кодирование и декодирование MPEG-2 |
- |
- аппаратный деинтерлейсинг видео стандартного и высокого разрешения |
- |
высококачественное 4x5 масштабирование и фильтрация видеопотока |
- |
- интегрированный HDTV-выход |
- |
- система защиты контента HDCP |
- |
Видеовыходы: |
|
- 2x DVI Dual Link интерфейса |
- |
- 2x RAMDAC 400 МГц |
- |
- возможность организации захвата видео |
- |
Поддержка API: |
- |
- Microsoft DirectX 9.0c с Shader Model 3.0 |
- |
- OpenGL 2.0 |
- |
Мы рассмотрели архитектуру и основные характеристики чипа G73, теперь остается разобраться с сегментом Low-end видеокарт компании NVIDIA, где этот чип как раз и можно встретить. Для большей наглядности составим таблицу характеристик продукции, внеся также туда ближайших конкурентов в лице AMD:
Видеокарта |
GeForce 7200 GS |
GeForce 7300 LE |
GeForce 7300 GS |
GeForce 7300 GT |
Radeon X1050 |
Radeon X1300 |
Radeon X1300 PRO |
Radeon X1300 XT |
Чип |
G72 |
G72 |
G72 |
G73 |
RV370 |
RV515 |
RV515 |
RV530 |
Техпроцесс |
90 нм |
90 нм |
90 нм |
90 нм |
110 нм |
90 нм |
90 нм |
90 нм |
Тактовые частоты чипа, МГц |
450 |
450 |
550 |
350 |
400 |
450 |
600 |
500 |
Эффективная частота памяти, МГц |
667 |
600 |
700 |
667 |
667 |
500 |
800 |
780 |
Пиксельные конвейеры |
2 |
4 |
4 |
8 |
4 |
4 |
4 |
12 |
Вершинные конвейеры |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
5 |
TMU (текстурные блоки) |
2 |
4 |
4 |
8 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Ширина шины памяти, бит |
64 |
64 |
64 |
128 |
64/128 |
64/128 |
128 |
128 |
Объем памяти |
128/256 МB DDR2 |
128 MB GDDR2 |
128-256 GDDR2/GDDR3 |
128-256 GDDR2/GDDR3 |
128 МB DDR/DDR2 |
128/ 256 МB DDR2 |
256 MB DDR2 |
256 MB DDR2 |
С продуктами GeForce 7300 LE и GeForce 7300 GS все понятно, но далее, следуя логике, 7300 GT должен быть ускоренным вариантом 7300 GS, то есть напрашиваются повышение частот и 128-битная шина. Но на самом деле разница между этими картами намного больше. Первое, как уже говорилось, - это графический процессор G73, также используемый в серии GeForce 7600 GS/GT. Ну и второе – это количество пиксельных и вершинных блоков. Так в 7300 GT их 8 и 4, а у 7600 - 12 и 5 соответственно. А у младшего "брата" GeForce 7300 GS пиксельных блоков вообще 4, вершинных при этом 3. В итоге у нас получается очень интересная картина, когда разница между версиями карт 7300 GS и GT огромная. Правда, эталонной видеокарте GeForce 7300 GS досталась частота ядра 550 МГц, против 350 МГц у GeForce 7300 GT, но и это не может кардинально повлиять на правильную расстановку сил.
Но и на этом интересные казусы не закончились. Производители, стремясь выделить свои видеоускорители на фоне остальных, начали укомплектовывать их более быстрой памятью и GPU. Поэтому в продаже в скором времени стали появляться видеокарты 7300 GT, резко отличающиеся по частотам от референсных. Они не оснащались медленной DDR2-памятью, а в ход шла более быстрая GDDR3, которая позволила поднять частоту памяти с референсных 333 (666) МГц до 700 (1400) МГц. Ядро тоже постигла такая же участь, и его стандартные 350 МГц начали повышать вплоть до 500 МГц. Поразительно, но это факт: карты, принадлежащие к одному классу 7300 GT, так сильно могут отличаться по своим характеристикам. Опытному пользователю определить, какая память стоит - DDR2 или GDDR3, не составит труда, но и это не гарантирует высокой частоты памяти и GPU. На наш взгляд, кажется странным такая молчаливая политика NVIDIA по отношению к производителям, которые выпускают такие "разнокалиберные" 7300 GT. Пусть производители выпускают специальные разогнанные версии, но не с такой же разностью частот, когда они могут отличаться от номинала на 40% или того более процентов. Поэтому мы рекомендуем, перед покупкой GeForce 7300 GT очень внимательно ознакомиться со спецификациями конкретного производителя.
И вот в нашей лаборатории появляется интересный продукт, Chaintech Apogee GeForce 7300 GT 256 MB GDDR3, частоты которой полностью соответствуют как раз продвинутой версии таких устройств (значительно отличаются от номинала). Насколько же она будет отличаться от "обыкновенной" GeForce 7300 GT по производительности? На этот вопрос могут ответить лишь результаты наших тестов, но для начала рассмотрим плату поближе.
Дизайн и компоновка
Комплект поставки представляет собой большую яркую картонную коробку с пластиковым окошечком посередине, через которую видна сама видеокарта.
Внутри упаковки находится пластиковый бокс, в котором аккуратно по отсекам разложены:
- видеокарта Chaintech Apogee GeForce 7300 GT 256 MB;
- CD с драйверами и утилитами;
- CD с программным DVD-плеером;
- переходники DVI на D-Sub и S-Video на RCA.
Если взглянуть на плату, то выясняется, что она любезно позаимствовала PCB у референсной GeForce 7600 и ничем практически от нее не отличается (исключение - цвет текстолита).
Производитель решил не изобретать велосипед и установил на свою видеокарту систему охлаждения, произведенную корейской компанией Zalman. Кулер представляет собой чашеобразный радиатор с пластинами различного размера, внутри которого размещается крупный вентилятор.
Данная система охлаждения создает небольшой шум во время работы, который будет вообще не слышен на фоне других компонентов ПК. Помимо этого воздушный поток вентилятора обдувает не только ребра радиатора, но и расположившиеся под ним чипы памяти, что должно благоприятно сказаться на их температурном режиме и, как следствие, разгонном потенциале. Но это лишь только теоретически, а как показала практика, все обстоит немного по-другому. Так, воздух, пройдя через хорошо разогретый кулер, увеличивает свою температуру, и на чипы памяти попадает уже теплый воздушный поток. Тем самым температура памяти может не только уменьшаться (опускаться до температуры воздушных масс), но и увеличиваться. Единственным недостатком этого кулера является то, что он своими массивными ребрами радиатора перекрывает соседний PCI-E слот. Но чем же не пожертвуешь ради эффективности и низкого шума?
Под радиатором скрывается графический процессор G73 (ревизия A2), который был выпущен на 24-ой неделе 2006 года.
Частота GPU видеокарты Chaintech Apogee GeForce 7300 GT составляет 560 МГц (!!!). Это очень впечатляет на фоне эталонных 7300 GT, у которых она 350 МГц. Монтируя или снимая радиатор, вам придется быть предельно осторожными, так как на чипе нет средств защиты от перекоса кулера, что в свою очередь может вызвать скол кристалла.
Видеопамять типа GDDR3 SDRAM объемом 256 MB расположена на лицевой стороне платы и набрана с помощью четырех 64 MB микросхем. К сожалению, на них отсутствуют какие-либо радиаторы, поэтому на сильный разгон по памяти надеяться не приходиться.
Производитель чипов - компания Hynix. Время выборки у всех микросхем 1.4 нс, что соответствует частоте работы 700 (1400) МГц, на которых собственно память и работает. Рабочее напряжение 1.8 ± 0.1 В. Ширина шины обмена данными с графическим процессором составляет 128 бит (двухканальный контроллер по 64 бита на канал).
На задней панели видеокарты располагаются разъемы 2x DVI (Dual-Link) и TV-выход.