Семь шапок из одной шкуры: цифровой диктофон с гигабайтом памяти и функцией стереозаписи – Olympus DS50 |
30.05.2007
Тестовая лаборатория Ferra
Что для вас значит понятие «цифровой диктофон»? Надо полагать – самый обычный диктофон, в котором архаичная кассета уступила место флэш-памяти. Это позволило снизить массу аппарата, обеспечить более удобную работу с аудиофрагментами и возможность сохранять их в компьютере без потери качества. Диктофон, как следует из его названия, создан для записи голоса. Чего-то большего от подобного устройства не требуется, так как для создания более качественных записей существует другое, специализированное оборудование. Судя по модели DS50, в Olympus придерживаются диаметрально противоположной точки зрения: они решили оснастить диктофон огромным количеством функций, диктофону не свойственных. В итоге покупателю предлагается карманный рекордер с гигабайтом встроенной памяти, стереомикрофоном (помимо обычного монофонического), внушительным меню настроек и ценой в районе $400.
Функции записи
Диктофон может вести запись в моно- или в стереорежиме. Olympus DS50 оснащён одним гигабайтом встроенной памяти, что позволяет ему хранить от полутора десятков до почти трёхсот часов записей собственного производства, рассортированных по нескольким тематическим папкам.
Olympus DS50 |
Пресет |
Режим |
Максимальная вместимость памяти |
Формат, битрейт, частота дискретизации |
Частотный диапазон, Гц |
ST XQ |
Стерео |
17 часов 30 минут |
WMA 128 кбит/с, 44,1 кГц |
50-19000 |
ST HQ |
Стерео |
35 часов 10 минут |
WMA 64 кбит/с, 44,1 кГц |
50-16000 |
HQ |
Моно |
70 часов 20 минут |
WMA 32 кбит/c, 44,1 кГц |
50-13000 |
SP |
Моно |
138 часов 30 минут |
WMA 16 кбит/с, 22 кГц |
100-8000 |
LP |
Моно |
275 часов 20 минут |
WMA 7 кбит/с, 8 кГц |
100-3000 |
Запись может производиться при использовании встроенного в корпус диктофона или внешнего микрофона, подключаемого к гнезду мини-джек на верхнем торце корпуса. В комплект поставки входит стереомикрофон Olympus ME53S.
|
Olympus DS50: подключаемый стереомикрофон |
Комплектный микрофон, а также любой из множества опциональных (есть петличные, выносные, с ветрозащитой и другие) может подключаться непосредственно к разъёму на верхней кромке диктофона либо к проводному пульту, на котором есть клипса и переключатель «старт-стоп» для управления записью.
|
Olympus DS50: проводной пульт для включения/выключения |
Влияние на качество записи можно оказывать не только выбором режима кодирования (битрейта и частоты дискретизации), но и различными установками. Olympus DS50 располагает достойным арсеналом регулировок: обрезной фильтр для отсечения самых низких частот (предотвращает эффект бубнения и уменьшает «стреляющие» акценты на буквах «п» и «б» при близком расположении микрофона от губ), система авторегулировки уровня записи в зависимости от громкости сигнала (позволяет сократить различия в громкости между тихими и громкими звуками для улучшения восприятия), активация записи при наличии голоса, встроенный цифровой шумоподавитель. Все эти функции, а также множество других настроек доступны через разветвлённое, но не слишком запутанное меню, фрагменты которого приведены ниже.
|
Olympus DS50: чёткий дисплей с подсветкой и выводимое на него экранное меню. Несколько примеров |
При помощи механического переключателя можно установить один из трёх режимов чувствительности микрофона: «диктовка», «совещание», «лекция». Наконец, есть функция записи и воспроизведения по таймеру. Несложно догадаться, что как диктофон аппарат ведет себя превосходно, позволяя получить очень ясную и чистую запись практически в любой ситуации, где портативное устройство записи способно справиться в принципе. Кроме режима LP: складывается ощущение, что он был сделан для красивых цифр в каталогах. Слушать даже один голос в LP откровенно неприятно. Зато при максимальном качестве (HQ) голос звучит так, будто записывался через полноценный микрофон с соответствующей динамической обработкой – хоть аудиокниги надиктовывай для создания CD. Подобный результат не стал откровением, потому что с диктофона за $400 и спрос соответственный. Нас же больше интересовала возможность записи в стерео. Иначе говоря – может ли данный аппарат выступить в качестве альтернативы карманному рекордеру или даже простенькой портастудии для «живой» записи музыкальных произведений в условиях невозможности применения нормального стационарного оборудования или хотя бы портастудии с полноразмерными микрофонами.
Мы пробовали записывать в разных условиях, выставив максимальный битрейт в настройках. При низкой чувствительности микрофона и близком расположении исполнителя (пробовали на простом примере – акустическая гитара и вокал) звук получается со слишком большими динамическими перепадами и с шепелявыми высокими частотами – сюда бы студийный де-эссер! При записи на дальнем расстоянии в режиме высокой чувствительности микрофон ловит все призвуки помещения и шумы (диаграмма направленности явно круговая), искажая тональный баланс в пользу и без того небезупречных ВЧ. Некий оптимум – запись в среднем положении чувствительности микрофона на расстоянии около метра до объекта. Отметим, что качество записи в целом неплохое – для создания пробника с целью отправки продюсеру сгодится. Или просто для себя, на память. Но о применении Olympus DS50 в качестве полноценного стереорекордера и речи быть не может: единственная, но очень существенная проблема – битрейт стереопотока, ограниченный 128 кбит/с. После такой безумной по студийным меркам компрессии никакими обработками на компьютере нюансы и обертоны звука не вытянешь. Так что покупать Olympus DS50 в надежде заполучить и диктофон, и хороший карманный стереорекордер для мобильной записи музыки не имеет смысла: во втором амплуа аппарат явно не обеспечивает того качества, которое оказалось бы приемлемым для сколь-нибудь серьёзной выездной работы.
Остальные возможности
Olympus DS50 можно использовать в качестве обычного аудиоплеера: имеются поддержка файлов MP3/WMA вплоть до максимальных битрейтов и стереовыход – очень приличного качества, на уровне хорошего МР3-плеера на флэш-памяти. Но нет эквалайзера, который помог бы оптимизировать звучание при использовании наушников начального и среднего класса, а выходная мощность по 5 мВт на канал заметно ограничивает выбор наушников и мест прослушивания (про улицу и транспорт можно забыть). К тому же в гигабайтную память всю любимую музыку не зальёшь – надо и под диктофонные нужды оставить место.
Ещё одна заслуживающая описания фишка модели – поддержка подкастов. Если кто не в курсе, подкасты – это новости и прочие сообщения, читаемые голосом диктора; банальное озвучивание печатных событий для прослушивания в дороге. В Olympus DS50 такая поддержка реализована следующим образом: диктофон должен быть подключен к ПК с установленным программным плеером DSS, на котором, в свою очередь, должны быть настроены соответствующие линки на информационные ресурсы. При появлении новых подкастов они будут закачиваться в диктофон и воспроизводиться. Нужная ли эта функция? Кому как. По нашему мнению, находясь дома, можно новости и почитать, а в отрыве от компьютера закачка новых подкастов всё равно невозможна.
Выводы
При первом знакомстве Olympus DS50 (как и DS40/DS30, отличающиеся меньшим объёмом памяти) может поразить любого своим роскошным оснащением. Читаешь список возможностей и радуешься, что наконец-то можешь обзавестись всего одним аппаратом, который справится с функциями диктофона, стереорекордера и аудиоплеера. Но попробовав модель в деле, вспоминаешь старую мудрость: семь шапок из одной шкуры не сшить. Как диктофон – действительно отличный аппарат. Как рекордер – мог бы быть, если бы не странное ограничение кодируемого потока на уровне 128 кбит/с (это цинично названо режимом экстракачества), которое убивает все прочие достоинства модели как музыкального рекордера. Плеер из Olympus тоже так себе: звучит неплохо, но не имеет эквалайзера или иных функций коррекции звука, плюс невысокая выходная мощность усилителя для наушников. Вот и выходит, что за $400 покупатель получает продукт, в котором завершённым и полноценным модулем является лишь диктофон. Отсюда вывод: если вам нужен просто хороший цифровой диктофон – смело ищите модель подешевле ($70-150) от известного производителя (Panasonic, Samsung и так далее) – с точки зрения качества записи голоса практически не проиграете. Да, не будет некоторых систем оптимизации записи, однако это едва ли помешает разобрать слова в аудиофайле. Советовать Olympus DS50 осмелимся только тем, кто хочет получить максимальное качество записи голоса от ультракомпактного аппарата и широкие возможности, невзирая на цену. Думается, моделька пригодится профессиональным журналистам. Обывателям же не советуем этот аппарат, поскольку производитель просит немалые деньги за имеющиеся, но практически «неюзабельные» дополнительные возможности. Исходя из сказанного выше, желающим обеспечить себя средством мобильной записи стереозвука на выезде по-прежнему остаётся выбирать между специализированным портативным рекордером от одного из производителей профессиональной техники или портастудией с полноразмерными микрофонами. Последний вариант обойдётся минимум вдвое дороже рассматриваемого Olympus, зато обеспечит несравненно более качественное звучание ваших музыкальных записей.
|