В мае 2007 года исполняется ровно 35 лет с тех пор, как в продажу поступила первая полноценная игровая консоль – Magnavox Odyssey. Как и первые персональные компьютеры непохожи на современных цифровых помощников, так и первые консоли с современными центрами развлечений разделяет настоящая пропасть. Мы не ставим перед собой цель рассказать о долгой истории игровых консолей, насчитывающей уже 7 поколений разнородных устройств, но попробуем взглянуть с потребительской точки зрения на самую популярную консоль последнего поколения – Microsoft Xbox 360.
Если вам нужен небольшой экскурс в историю игровых консолей – просто нажмите кнопку "Play"
Почему именно Xbox 360? Не собираясь заниматься пропагандой, просто отметим очевидные факты. Из всех трех соперничающих консолей (Xbox 360, Sony PlayStation 3 и Nintendo Wii) Xbox 360 вышел на рынок раньше всех, а значит, в текущих ревизиях решено большинство проблем, присущих первоначальным, стартовым сериям практически всех консолей. Также у Xbox 360 наиболее широкий на данный момент выбор современных игр (мы не берем в расчет совместимость PlayStation 3 и Nintendo Wii с играми для PlayStation 1 и 2, а также GameCube) и наибольшее количество аксессуаров. Можно также в качестве аргумента привести сравнительно менее высокую стоимость Xbox 360 по сравнению с PlayStation 3 при практически равном качестве графики (Wii в этом отношении отстает от обеих консолей на целое поколение). Но, несмотря на все эти факты, выбор консоли остается для большинства вопросом вкуса и личных убеждений. Да и влиянием рекламной кампании нельзя пренебрегать ;)
Для Microsoft опыт выпуска Xbox 360 – это уже второй эксперимент в данной области. Первая консоль софтверного гиганта, вышедшая в 2001 году Xbox особо удачным проектом не стала. По крайней мере, главный конкурент этой консоли, Sony PlayStation 2, производится и продается до сих пор, и вообще PlayStation 2 является самой успешной консолью за всю историю с ее 115 миллионами проданных экземпляров. В случае же Xbox 360 Microsoft применила кардинально новую политику маркетинга, ценообразования, взаимоотношений с партнерами и разработки игр.
Даже не самое доброжелательное выражение Билла Гейтса не отпугнула покупателей Xbox 360
Само название консоли, Xbox 360, служит вполне определенной цели: цифра 3 явственно указывает на позиционирование в качестве конкурента PlayStation 3. В то же время 360 – это полный круг, 360 градусов. Логотип консоли также включает окружность, однако внятного объяснения данная символика со стороны Microsoft не получила. Впрочем, другие варианты названия, отклоненные в процессе установления бренда - Xenon, Xbox 2, Xbox Next или даже NextBox, - действительно звучат хуже. Впрочем, в народе консоль чаще фигурирует, как "хуящик", или в менее обсценном варианте – "круглый".
Это видео – прекрасный пример "пользовательской" рекламной кампании, самовыражения в современном мире брендов и маркетинговых стратегий
Мы оставим в стороне маркетинговую борьбу ведущих производителей консолей, благо следить за ее ходом может любой постоянный читатель наших новостных лент. Вместо этого подойдем вплотную к нашему сегодняшнему объекту интереса, заглянем под крышку к Xbox 360.
Начинка
Microsoft, выпустив Xbox фактически на базе существующей PC-архитектуры, упростила производство консоли, но в то же время задала и потолок своей разработке. Вряд ли консоль, основанная на мобильном процессоре Intel Celeron с частотой 733 МГц и видеочипе с архитектурой NV2A (нечто среднее между NVIDIA GeForce 3 и 4) способна показать в плане графики нечто принципиально отличное от PC-проектов того времени. С другой стороны, подобная архитектура упрощала кросс-платформенные разработки игр. Так или иначе, но при переходе к Xbox 360 было принято решение использовать архитектуру, в значительной мере отличную от Xbox и современных ПК.
Процессор Xbox 360 – это особая разработка компании IBM, трехъядерный симметричный Xenon, построенный на архитектуре Power (ранее используемой в компьютерах Apple). Каждое ядро этого трехглавого змея работает на частоте 3.2 ГГц и поддерживает технологию распараллеливания, подобную Intel HyperThreading. Отойти от архитектуры х86 для Microsoft означало сделать большой шаг – пришлось переписать для новой архитектуры операционную систему, поменять многие оптимизации и пойти на значительное увеличение энергопотребления консоли. Но итог того стоил – вплоть до выхода процессора Cell (совместная разработка IBM, Toshiba и Sony) более мощного чипа в данной области не существовало. Акцент при проектировке Xenon (в роадмапах IBM этот процессор значился как Waternoose) был смещен на достижение максимальной производительности при операциях с плавающей запятой и векторными величинами, наиболее востребованными в играх. В итоге производительность процессора достигла величины в 115 гигафлопов.
На данный момент Xenon производится с соблюдением норм 90 нм техпроцесса, что уже перестало устраивать Microsoft, поэтому завод компании Chartered, на котором эти процессоры производятся, в самое ближайшее время планирует миграцию на 65 нм. Уменьшенная (и, соответственно, более дешевая) версия процессора будет именоваться Zephyr. Для тех, кто интересуется справочной информацией, мы приводим ключевые характеристики Xenon:
частота 3.2 ГГц;
165 млн транзисторов;
кэш первого уровня – 32 + 32 KB (данные и инструкции);
кэш второго уровня – 1 MB, работает на частоте 1.6 ГГц;
скорость FSB – 21.6 GB/s;
набор команд VMX-128;
чип с системой защиты Microsoft Secure Bootloader.
Графическая система, произведенная компанией ATI, еще более необычна и включает два отдельных чипа. Главное графическое ядро – это Xenos, или R500, или С1 по другой номенклатуре. Недавно выпущенный уже под брендом AMD чип R600 являет собой непосредственного наследника Xenos. Работающий на частоте 500 МГц главный чип, состоящий из 232 млн транзисторов, сообщается по высокоскоростной 32 GB/s шине с дочерним ядром, осуществляющим работу с кадровым буфером и содержащим 10 MB специальной памяти eDRAM.
Архитектура Xenos – это первое в индустрии использование универсальной шейдерной архитектуры. 48 конвейеров чипа способны с одинаковым успехом обрабатывать как пиксельные, так и вершинные инструкции. Производительность этого графического ядра составляет 240 гигафлопов, 500 миллионов треугольников в секунду или 8 гигатекселей в секунду. Дочернее ядро осуществляет операции с фрейм-буфером, а именно: четырехкратное полноэкранное сглаживание, z-буферизацию и альфа-блендинг без дополнительных затрат производительности основного ядра. Встроенные 10 MB памяти типа eDRAM используются как раз для этих целей, а скорость обмена данных между памятью и логикой в дочернем ядре достигает фантастического значения в 256 GB/s. Добавим сюда разбиение кадра на куски ("тайлы") и получаем секрет "бесплатного" сглаживания, который, впрочем, из-за сложности реализации так и не перекочевал в настольные компьютеры вместе с R600.
К слову сказать, точные причины выбора именно ATI в качестве поставщика графического решения неизвестны. В принципе, уровень технологий, стоимость разработки и поставок чипа у ATI и NVIDIA примерно одинаковы, однако с NVIDIA компанию Microsoft связывают неприятные события в виде судебных разбирательств.
Если обратить внимание на эту системную диаграмму Xbox 360, становится очевидным, что графическое ядро выполняет также функции северного моста, обладая встроенным контроллером оперативной памяти (консоль обладает 512 MB памяти типа GDDR3 с частотой 1.4 ГГц) и связывая центральный процессор с южным мостом. Xenos производится на заводах TSMC по 90 нм техпроцессу, однако перевод его на 65 нм технологию в ближайшем будущем не планируется.
Видеоподсистема поддерживает все существующие видеоинтерфейсы, включая HDMI в версии Xbox 360 Elite. Доступы разрешения 480p, 720p, 1080i и 1080p на компонентном или HDMI выходе, или PC-разрешения 640x480, 848x480, 1024x768, 1280x720, 1280x768, 1280x1024 и 1360x768 на VGA-выходе.
В качестве носителей информации доступны DVD-диски (основной носитель для игр), HD DVD-диски (при помощи специального внешнего привода для просмотра фильмов), карты памяти и жесткий диск для сохранения игр. Карты памяти используют проприетарный интерфейс для подключения и выпускаются в объемах 64 MB и 512 MB по цене в 5-10 раз дороже, чем SD-карты такой же емкости.
Жесткий диск доступен в объемах 20 GB (включен в поставку Premium) или 120 GB (включен в поставку Elite). Причем любой желающий может сэкономить практически $100, если купит обычный 120 GB 2.5" жесткий диск Western Digital, перепрошьет его при помощи специальной утилиты (легко находится на просторах Сети) и установит затем в корпус от 20 GB модели. C другой стороны, жесткий диск большого объема фактически необходим для хранения музыки или видео, скачанных при помощи Интернет-сервиса Xbox Live. Для сохранений игр и большинства демо 20 GB хватает за глаза.
На наш взгляд, Microsoft поступила весьма дальновидно, предложив поддержку дисков HD DVD в виде опционального внешнего привода стоимостью $200. C одной стороны, стоимость консоли заметно снижается, с другой стороны, пользователи имеют возможность не вкладывать деньги в потенциально неперспективный формат, а подождать, пока ситуация на рынке стабилизируется. На данный момент в войне между форматами HD DVD и Blu-ray наблюдается небольшой перевес в пользу последнего, отчасти из-за распространений PlayStation 3 со встроенным Blu-ray-приводом, однако цифры продаж в любом случае слишком малы, чтобы можно было делать далекоидущие выводы.
Завершая тему накопителей, отметим, что наличие у консоли 3 стандартных USB-портов подразумевает возможность использовать USB-флэшки в качестве источника данных. Правда, на данный момент с флэшки консоль умеет только проигрывать музыку и демонстрировать картинки. Вместо флэшки подойдет и MP3-плеер, поддерживающий режим mass storage.
DVD-привод в начальных поставках консоли был 12-скоростным и производился компаниями LG и Toshiba. Начиная с конца 2006 года эти приводы были заменены на 16-скоростной BenQ, который к тому же отличался пониженным уровнем шума. Помимо обычных двухслойных DVD-дисков, позволяющих хранить 7 GB данных для игр, привод понимает DVD±R, DVD±RW, CD-R/RW, CD-DA, CD-ROM XA, CD-Extra, WMA-CD, MP3-CD и JPEG Photo CD, что сразу же превращает Xbox 360 в мультимедийный центр. Поддержка DVD-видео без дополнительных аксессуаров была крайне благосклонно воспринята покупателями. Для удобства работы с Xbox, как с обычным DVD-плеером, можно приобрести пульт дистанционного управления.