Выбор камкордера для дома: все ответы на все вопросы |
16.05.2007
Тестовая лаборатория Ferra
Едва ли найдётся сегодня мобильник или фотоаппарат, который не умеет хоть как-нибудь, но всё-таки «снимать видео». Другое дело, когда движущиеся картинки хочется снимать на качественно более высоком уровне. Какую камеру выбрать? Никаких профессиональных узкоспециализированных терминов – Ferra.ru по-домашнему помогает выбрать домашний камкордер...
Матрица
Вторым чрезвычайно важным аспектом, который просто невозможно упустить из виду при выборе камкордера, является собственно сам светочувствительный элемент, который и отвечает за фиксацию изображения, равно как и приходится одним из самых главных ответчиков по делу качества картинки. Итак, что значат эти сотни тысяч и миллионы пикселей на рекламных проспектах?
Спешим вас уверить, что ничего, кроме рекламы (за редким исключением), под этими астрономическими цифрами не скрывается. На самом деле абсолютное большинство евроазиатских камер на сегодняшний день снимает в стандарте PAL, которому, как известно, требуется всего лишь 415000 пикселей для построения картинки. Откуда же берутся остальные? Как правило, современные любительские камеры умеют не только снимать видео, но и кое-как справляться с застывшими изображениями (фотоснимками). Именно для этих целей и используются лишние пиксели. Второй возможный вариант – в камере установлен электронный стабилизатор изображения. Вот тут, пожалуй, стоит поподробнее.
Электронный стабилизатор действует по следующему принципу: за счёт площади матрицы, которая в идеале превышает необходимую для PAL в два раза (и более), как бы ни тряслись руки, а луч света, поступающий из объектива, будет в любом случае оставаться в рамках светочувствительной зоны сенсора. Иллюстрация поможет разобраться со схемой:
|
Схема работы электронного стабилизатора |
В свою очередь, оптическая стабилизация работает на основе подвижных оптических элементов, которые независимо от дрожи в руках снимающего фиксируют луч света именно на матрице, следовательно, избыточность размера матрицы теряет свой смысл. Тем не менее заметную разницу на типичном домашнем телевизоре различить сложно, если только речь не идёт о HDV и хорошем HD-мониторе.
|
Схема работы оптического стабилизатора |
Кстати, о размере, который измеряется, как бы странно это ни звучало, не только пикселями, а ещё и физическими величинами, к примеру, дюймами. Сегодня на рынке можно встретить камеры с матрицами от 1/6 до 1/2,8 дюйма. О чём это говорит? Стоит посмотреть и на количество пикселей, которые размещены в этой матрице. В чём суть: физический размер матрицы можно условно поделить на общее количество пикселей, и мы получим размер каждого из них. Ни для кого не секрет, что в мире видео, как и в мире фото, существует прямая зависимость светочувствительности каждого пикселя от его размера. В итоге ситуация такая: бюджетная камера с матрицей 1/4 дюйма, обладающая 1 млн пикселей и электронным стабилизатором, выдаёт куда более замыленную картинку, чем камеры с матрицей 1/5 дюйма при 800000 пикселей и оптической стабилизации. В результате можем рекомендовать лишь сухой математический расчёт и тестирование в реальных условиях не отходя от прилавка.
Кстати говоря, мы чуть не упустили из виду такой важный для маркетологов параметр, как количество самих матриц. Как можно понять из рекламных проспектов, их бывает или три, или всего одна. Зачем сразу три? А лишь затем, чтобы из поступающего через объектив луча света выделить отдельно красный (R), зелёный (G) и синий (B). В результате получаем полноценную картинку по цветовой модели RGB. При одной матрице за спектральное разделение отвечают встроенные фильтры. На деле никакой существенной разницы в низшем ценовом диапазоне (а он по этому параметру распространяется, как правило, на суммы до $2000) между качеством снимаемого материала для одноматричных аппаратов и камер с 3 ССD не наблюдается. Другое дело – мир профи, где и мониторы со знаком профи, и сами камеры, и даже цены. Вот именно из-за цен всерьёз рассматривать трёхматричные девайсы для домашнего использования и не приходится, а при выборе для дома советуем обратить внимание на технические характеристики хотя бы одной матрицы – её, поверьте, хватит с лихвой, и переплачивать не придётся.
Другие параметры выбора
Все прочие объективные характеристики, на которые можно было бы ориентироваться при первом виртуальном знакомстве с камерой, имеют намного меньшее значение для конечного пользователя, потому как в намного меньшей степени влияют на качество картинки и в намного большей зависят от каждого конкретного рассматриваемого образца. Возьмём хотя бы освещённость. Все производители указывают какое-то там значение в люксах, но вместе с тем забывают указать условия, в которых камера тестировалась. Ведь, по сути, если включить любую камеру в кромешной темноте, то она так или иначе будет записывать сигнал, значит, для всех камер можно принять минимальное значение освещённости за 0 люкс.
|
Canon HV10 HD – самая «маленькая» HDV-камера в мире на конец 2006 года. Между тем её габариты составляют 5,6х10,4х10,7 см при весе 450 г (без аккумулятора) |
Практически все камеры умеют настраивать баланс белого по нескольким предустановленным шаблонам или по белому листу, почти все имеют широчайший набор соединительных кабелей прямо в комплекте, равно как и трудно найти камеру без вариообъектива, вот только 20-кратное оптическое увеличение вряд ли придётся вам по душе без штатива и монопода – мелкая дрожь так или иначе будет видна даже со стабилизатором. Все камеры оснащены экранами-видоискателями, но, к примеру, его яркость ничем не измеряется, а то, что изображение на дисплее выглядит лучше, если у дисплея выше разрешение, напоминать, думаю, не стоит.
Умолчать про такие субъективные вещи, как, к примеру, дизайн, эргономика и габариты, тоже было бы несправедливо, но эти характеристики различны для каждого человека, потому впредь мы обязуемся снабжать все наши обзоры камкордеров презентативными фото.
Вместо резюме
Монтаж аттракционов старика Эйзенштейна доступен уже сегодня, прямо сейчас и не выходя из дома. Данный материал носил исключительно рекомендательный характер и ни в коем случае не претендует на звание абсолютной истины. Все изложенные положения касаются личного опыта автора и основываются на многолетнем опыте общения с видеотехникой. Вместе с теорией мы в скором времени перейдём к практике и представим вашему вниманию, уважаемые читатели, исчерпывающие обзоры и тест-драйвы последних новинок из мира домашнего видео, которые всенепременно помогут вам сориентироваться в одной из плоскостей современного цифрового мира. Оставайтесь на связи!... |