Нужно ли нам много видеопамяти, или чего ждать от X1950XT и 8800GTS 320 Мб
Предисловие
Сегодня мы познакомимся с очень интересной видеокартой на базе чипа R580+, которая является «близкой родственницей» X1950XTX, но по позиционированию на рынке и цене стоит к нам, простым потребителям, гораздо ближе. В первую очередь это сделано за счет уменьшения объема видеопамяти с 512 Мб до 256 Мб.
Мы уже привыкли, что время от времени производители видеокарт выпускают «мутантов» low-end с объемом видеопамяти 512 Мб, и могли неоднократно убедиться, что дополнительные мегабайты никак не сказываются на производительности таких видеокарт. Причина проста – со слабым видеопроцессором «тяжелую» графику не включишь, и большой объем памяти просто не задействуется целиком.
С выпуском Radeon X1950XT 256 Мб ситуация складывается прямо противоположная. Мы имеем мощный видеопроцессор, которому вдвое урезали объем доступной видеопамяти. Как это скажется на производительности Radeon X1950XT 256 Мб, мы совсем скоро узнаем. Но сначала давайте посмотрим на достойнейшего представителя этого нового семейства – видеокарту HIS X1950XT IceQ3 Turbo, и внимательно изучим его начинку.
HIS X1950XT IceQ3 Turbo
Упаковка видеокарты традиционна для продуктов HIS и содержит вполне привычный набор лейблов, которые свидетельствуют о том, что видеокарта поддерживает полный спектр современных технологий.
Комплектация “Platinum Pack” в исполнении HIS означает весьма богатый набор аксессуаров и дополнительного программного обеспечения:
- руководство пользователя
- адаптер DVI/D-SUB 2 шт.
- адаптер доп. питания
- адаптер HDTV-out
- адаптер VIVO
- S-Video кабель
- диск с драйверами и фирменными утилитами
- диск с PowerDVD
- диск с бонусами – играми, утилитами и приложениями для работы с DVD
Обратная сторона упаковки целиком посвящена системе охлаждения IceQ3 от Arctic Cooling, с которой мы уже хорошо знакомы, поэтому не будет останавливаться на ней подробно.
По внешнему виду видеокарта HIS X1950XT IceQ3 Turbo не отличается от других видеокарт типа X1900/1950XTX производства этой же компании. Сходство обусловлено примененной системой охлаждения. Но не только этим.
Обратная сторона видеокарты также ничем не отличается от PCB типичной видеокарты серии X1900/1950XTX, и только по наклейкам можно догадаться, что перед нами X1950XT с объемом памяти 256 Мб.
Со снятым кулером и радиаторами охлаждения видеопамяти всякие сомнения окончательно испаряются. Перед нами референсная PCB от Radeon X1900. Все правильно, зачем придумывать что-то новое, если уже есть зарекомендовавшее себя решение. Тем более, что X1950XT новинкой по большому счету не является.
Видеокарта HIS X1950XT IceQ3 Turbo оснащена старым знакомым – чипом R580. Никаким «урезаниям» внутренних блоков видеопроцессор не подвергался, разве что рекомендованная частота для видеокарт X1950XT установлена на 625 МГц, вместо 650 МГц, положенных для X1950XTX. Сами понимаете, эти 25 МГц разницы в частоте GPU скорее маркетинговый ход со стороны ATI/AMD, чем реальное ограничение со стороны GPU. Инженеры HIS это тоже прекрасно понимают, поэтому открыто заявляют, что на их видеокарте GPU с помощью фирменной утилиты iTurbo может быть разогнан до частоты 650 МГц. Да никто и не сомневался, тем более с таким то эффективным кулером.
А вот видеопамять преподнесла сюрприз. Про объем видеопамяти мы уже говорили, на карту установлено 256 Мб, но сюрприз не в этом. Рекомендованная частота видеопамяти для карт класса X1950XT составляет 1800 МГц DDR. Те, кто внимательно рассматривал фото коробки и лейбл с iTurbo, наверное удивились, увидев что для видеокарты с гордым суффиксом “Turbo” частота видеопамяти так и осталась 1800 МГц DDR. Логично было бы предположить, что использованы микросхемы с временем выборки 1.1 нс и номинальной частотой 1800 МГц DDR.
Но мы удивились еще больше, когда сняли с чипов памяти радиаторы охлаждения. Посмотрите, эти микросхемы стандарта DDR3 производства Hynix имеют время выборки 1 нс, что соответствует номинальной частоте 2000 МГц DDR! И, кстати, на этой частоте видеопамять у нас спокойно заработала. Тут инженеры HIS явно поскромничали с разгоном, а ведь какую красивую цифру можно было на лейбле написать. Ну а теперь переходим к тестам.