Копирование музыки с аудиодисков. Часть 1
Аудиодиски постепенно уходят в историю. Нет, конечно, они еще продаются в магазинах, но слушают и покупают их все меньше и меньше. Многие просто не видят в этом смысла, ведь даже если рассматривать легальный способ получения аудиофайлов, то одна песня в формате MP3 в музыкальном Интернет-магазине стоит гораздо дешевле одной песни, записанной на аудиодиск. Возникает резонный вопрос: зачем платить больше?
Конечно же, качество звука аудио CD гораздо выше, чем любого аудиофайла, где данные сжимаются, однако, для поразительного большинства людей эта разница некритична. Да что там! В наши дни даже самые большие меломаны задумываются о том, чтобы перевести свою коллекцию аудио CD в аудиофайлы, ведь вполне может наступить момент, когда спрос на диски будет настолько низкий, что проигрыватели аудио CD просто перестанут выпускать.
В этой статье мы рассмотрим некоторые программы для снятия данных с аудио CD и преобразования их в MP3 и другие форматы. Но сначала немного теории.
Компрессия звука и популярные аудиоформаты
Компрессия данных подразумевает анализ и упрощение записываемой информации, в результате которых на лазерный носитель можно записать больше аудиоданных, чем это возможно при записи аудио CD.
Чтобы было понятнее что такое компрессия данных, представьте себе, что вы должны пересказать содержимое листка бумаги на котором тысячу раз написана буква А своему другу по телефону. Вы можете просто тысячу раз произнести вслух «А» и ваш собеседник будет в курсе того, что же записано на листе. С другой стороны, вы можете предварительно подсчитать, сколько раз написана эта буква, после чего сообщить товарищу, что на листке тысяча раз записана буква «А». Результат будет тем же самым — ваш друг узнает содержание листа бумаги, но времени на передачу информации во втором случае у вас уйдет намного меньше. Иными словами вы провели компрессию данных, проанализировав сколько раз повторяется буква.
Сжатие цифрового аудио происходит приблизительно по такому же сценарию. Однако компрессия аудио данных имеет ряд особенностей. Так, например, для того чтобы вы узнали знакомую мелодию, достаточно проиграть ее в худшем качестве. При этом следует иметь в виду, что многие вкладывают в понятие «качественный звук» совершенно разные вещи. Так, например, если музыканту музыкальная запись режет слух из-за того, что щипок струны не был в строго определенной тональности, то простой обыватель может мириться и с гораздо более серьезными недостатками.
Эта особенность человеческого восприятия звука послужила толчком к созданию новых аудиоформатов, которые используют модель сжатия аудиоданных с потерей качества. Ухудшение звучания для большинства меломанов некритично, а в некоторых случаях, качеством и вовсе неважно, например, в паузах тишины, когда аудиоданные не представляют никакой ценности или в тех частотах, которые не воспринимает человеческое ухо.
Существует огромное количество форматов записи цифрового аудио. Их отличие в том, что они используют разные алгоритмы сжатия. Самые популярные на сегодняшний день форматы — это:
- WMA (Windows Media Audio) — формат, разрабатываемый корпорацией Microsoft. Этот формат был создан на основе популярного в прошлом формата VQF, который сегодня уже почти забыт.
- OGG Vorbis — бесплатный формат с открытыми кодами. В последнее время стал популярен настолько, что поддерживается производителями некоторых портативных проигрывателей.
- MP3 (MPEG Layer III) — самый популярный формат, удерживающий лидирующие позиции уже в течение многих лет.
Особенности формата MP3
Привычное название MP3 — это сокращение от MPEG Layer III. MPEG, в свою очередь, расшифровывается как Moving Picture Coding Experts Group (Группа экспертов по кодированию движущихся изображений). Формат MP3 был разработан немецким институтом Фраунгофера в начале 90-х годов прошлого столетия. По-настоящему популярным формат стал после того, как им заинтересовалась компания Thomson.
Благодаря алгоритму сжатия, который использует формат MP3, аудиоданные можно сжимать в десять-двенадцать раз без заметных потерь в качестве. Высокая степень сжатия достигается благодаря тому, что MP3 использует особенности человеческого слуха. Человеческое ухо воспринимает звук в пределах диапазона от 20 Гц до 20 КГц, поэтому все звуки, которые не входят в этот диапазон, просто отбрасываются. Это значительно уменьшает объем данных.
Еще одна особенность MP3, благодаря которой можно получить аудиофайл меньшего размера, связана со стереозвуком и опять же, с особенностями человеческого слуха. Когда мы слушаем музыкальную композицию, записанную в стереорежиме, мы слышим основную разницу на средних частотах. Благодаря этой особенности к кодированию звука можно применить алгоритм сжатия, который бы кодировал отдельно для каждого канала только тот спектр частот, в котором наиболее слышна разница между каналами. А звук на тех частотах стереоканалов, на которых разница менее заметна, совмещается и кодируется в монорежиме. Такой совмещенный режим кодирования стереосигнала называется Joint Stereo.
Характеристики цифрового звука
При сжатии аудиоданных возникает необходимость управлять качеством оцифрованного звука. Так, например, если нужно оцифровать аудиокнигу, то высокое качество в этом случае не нужно. Главное — чтобы можно было разобрать слова. Если же оцифровывается музыкальное произведение, качество имеет большое значение.
Независимо от того, какой алгоритм сжатия звука используется, параметры, характеризующие качество звучания, одни и те же.
Одна из главных характеристик цифрового звука — это битрейт. Битрейтом называют скорость кодирования/раскодирования цифрового аудиопотока. Чем выше его значение, тем лучше качество звука и больше — размер файла. Нужно сказать, что битрейт является относительной величиной. Файлы, созданные с использованием разных алгоритмов сжатия и имеющие одинаковый битрейт, будут отличаться по качеству.
Кодирование можно производить с постоянным или переменным значением битрейта. Метод кодирования с переменным битрейтом дает возможность изменять качество аудиосигнала "на лету", то есть, в процессе проигрывания. Если программа определяет, что имеет дело со сложным звуковым потоком (например, звуками симфонического оркестра), качество возрастает, если же звук простой (к примеру, когда между композициями воцаряется пауза), качество автоматически ухудшается. Благодаря этому размер файла уменьшается.
Кодирование звука происходит с определенной частотой дискретизации. В процессе обработки аудиосигнал разделяется на большое количество частей (сэмплов), каждая из которых обрабатывается алгоритмом сжатия. Точность обработки сигнала и определяется частотой дискретизации, которая измеряется в килогерцах. В зависимости от количества сэмплов, приходящихся на единицу времени, различают такую характеристику звука, как разрядность. Нетрудно догадаться, что чем больше сэмплов обрабатывается, тем выше качество звука.
К звуковому сигналу, поступающему на аналогово-цифровой преобразователь (звуковую карту) применяется двойная дискретизация – по амплитуде и по времени.
Для математического описания формы сигнала используется теорема Котельникова, согласно которой любой непрерывный процесс с ограниченным спектром может быть представлен дискретной последовательностью его мгновенных значений. Частота такой последовательности должна как минимум вдвое превышать частоту наивысшей гармоники процесса. Частота, с которой берется выборка мгновенных значений (отсчетов) сигнала, называется частотой дискретизации.
Любое отклонение формы сигнала, поступающего на вход звуковой карты, от правильной формы синусоиды приводит к выходу спектра за пределы собственной частоты сигнала. Поэтому при дискретизации звукового сигнала по времени ограничиваются частоты входящего импульса ниже одной второй от частоты дискретизации, или берется спектр с избытком частоты. Вследствие того, что человеческое ухо может различать звуковые колебания с частотой до 20 кГц, получается, что частота дискретизации любого звукового сигнала должна быть не менее 40 кГц. Поэтому на практике можно встретить звуковые устройства с частотами дискретизации 44,1 кГц, 48 кГц и 96 кГц.
Для амплитудной дискретизации звука, например, на лазерном диске используется уровень квантования 2 в шестнадцатой степени (65536). Представление чисел от 0 до 2^16 необходимо 16 бит информации, поэтому удобнее использовать термин 16-битной разрядности сигнала. Разрядность звука зависит от динамического диапазона входного сигнала и допустимых шумов квантования.
Квантование по амплитуде и времени является причиной звуковых искажений по всей полосе частот, к которым прибавляются шумы и помехи звукового тракта аудиокарты.
Еще одна важная характеристика цифрового звука — это стереозвучание. Поэтому если звук записывается не в моно, а в стереоформате, количество аудиоданных удваивается, и, соответственно, увеличивается размер выходного файла.
Копирование музыки с аудиодисков при помощи Windows Media Player
Возможность копирования аудиоданных уже встроена в WindowsXP. Для того чтобы скопировать аудиоданные с помощью Windows Media Player, вставьте в привод для чтения дисков аудиодиск, запустите проигрыватель и нажмите кнопку "Копировать с диска" в верхней части окна программы. В окне проигрывателя отобразится содержимое вашего аудионосителя в виде отдельных треков. Напротив каждого из них установлен флажок. Это означает, что будут скопированы все композиции. Если вы не хотите копировать ту или иную песню, снимите флажок напротив ее названия.
По умолчанию в настройках программы установлено не очень высокое качество сжатия аудиоданных, поэтому если вы — поклонник качественного звука, необходимо изменить битрейт создаваемого файла. Для этого выполните команду "Сервис>Параметры" и в открывшемся окне перейдите на вкладку "Koпиpoвaние музыки с компакт-диска". Величина битрейта устанавливается ползунком "Kaчecтвo звука", причем крайнему правому положению соответствует максимальный размер выходного файла и соответственно наилучшее звучание.
Одна из особенностей стандартного проигрывателя — возможность защиты аудиофайлов от прослушивания на другом компьютере. Если вы желаете, чтобы созданные программой файлы WMA можно было проиграть только на этом компьютере, проверьте, установлен ли флажок напротив опции "Музыка с защитой от копирования".
Для начала копирования нажмите кнопку "Копировать музыку с компакт-диска" в верхней части окна программы. На экране появится окно, в котором вы сможете включить или отключить защиту содержимого, установив соответствующий флажок. Перед началом копирования вы также сможете изменить настройки копирования, если это необходимо.
За процессом сжатия можно наблюдать в столбце "Cocтoяниe кoпиpoвaния с компакт-диска". Как только операция по переносу трека на жесткий диск будет завершена, напротив копируемой композиции появится надпись "Скопированы в библиотеку".
Несмотря на кажущееся удобство рассмотренного способа копирования аудиоданных, во многих случаях использовать его неудобно. Во-первых, формат WMA поддерживается далеко не всеми портативными MP3-устройствами, во-вторых, на кодирование в этот формат уходит больше времени, если сравнивать с другими форматами. Наконец, при использовании Windows Media Player нет возможности гибко управлять настройками сжатия.
Одним словом, если вы приобрели MP3 плеер и планируете регулярно пополнять свою цифровую фонотеку, копируя данные с аудиодисков, необходимо позаботиться о том, чтобы под рукой был качественный и многофункциональный звуковой кодер. Некоторые из таких программ мы рассмотрим во второй части статьи.