IT-байки: О будущем онлайнового видео-шоппинга на примере iTunes
Идея посвятить очередной выпуск IT-баек разнообразным способам быстрого доступа к современному видеоконтенту посетила меня после того, как за последний месяц из Сети были скрупулёзно выбраны различные тенденциозные примеры на эту тему. Но финальной "последней каплей" послужило даже не последнее увлечение сервисом YouTybe. И даже не вид уличных лотков с пиратскими DVD. Решающим моментом стало пятничное посещение кинотеатра, куда мои дети-школьники затащили своего папу, заставив его наконец-то исполнить обещание сводить всю семью на "Сезон охоты", данное ещё весной, после просмотра трейлера Open Season.
Как бы там ни было, но в последнее время многие из нас запросто обходятся без большого экрана – будь то домашний кинотеатр или кинематограф. Возможно, виной тому слишком динамичный образ жизни, когда нет возможности уделять достаточно времени "стационарному" просмотру очередной новинки. Возможно, большинство современных фильмов и мультфильмов недалеко ушли от комиксов, для просмотра которых всегда было достаточно небольшой площади журнального формата. А может быть, виной тому слишком большое количество новинок – всё равно всё на большом экране не пересмотришь…
Факт остаётся фактом: всё чаще оказывается достаточным просмотр фильма на экране карманного гаджета или компьютера, и уж если лента действительно оказывается шедевром, лишь тогда приходит мысль купить качественную копию. Впрочем, если знаменитый Amadeus Милоша Формана мне нужен в максимальном качестве картинки и звука (надеюсь, он станет одним из первых моих дисков в формате HDV), то ту же "Футураму" я могу смотреть до бесконечности в формате 640 х 480 с монозвуком, а была бы 320 х 240 – всё равно никакой разницы, лишь бы побольше серий. Возможно, кто-то скажет, что этого "маловато будет" и нужно смотреть и слушать только в специально оборудованной комнате на технике с золотыми кабелями, но статистика – вещь упрямая, всё больше и больше потребителей считают достаточным качество экрана портативной электроники. Компания Symbian давеча так и вовсе предрекла смерть классического настольного ПК через пять лет, мотивируя это тем, что, например, в Индии было продано пять миллионов ПК за год, а для продажи такого же количества мобильников понадобился всего месяц. Так что сегодня мы без крайностей, просто рассуждаем об онлайновых возможностях.
Итак, мы благополучно дожили до того времени, когда нужный нам видеоконтент вполне сносного качества - видеоролик с любимой группой, заинтересовавший фильм или запись более-менее популярной телепередачи, при наличии ADSL соединения можно заполучить за вполне разумное время. И, будем надеяться, за разумные деньги. Сегодня я сознательно не буду говорить о полулегальных или нелегальных способах, вроде закачки требуемого видео из файлообменных сетей или негигиеничного копания в развалах DVD-дисков около станции метро. Рано или поздно всё это будет прикрыто, да и сам процесс поиска видео "на дармовщинку" резко снижает гарантии качества и вероятность получения именно того, что вы ищете. Впрочем, даже если вам регулярно в этом везёт, сегодня разговор о легальных способах. Давайте для начала подойдём к вопросу получения платного видео через интернет с самой животрепещущей стороны – стоимости.
Много ли вы готовы заплатить, скажем, за вполне легальную и действительно качественную копию современного мультфильма "Тачки", с разрешением "картинки" 640 х 480? Вопрос, конечно, ещё тот: кто-то может назвать $3-$4, мол, сопоставимо с ценой копии на "пиратских" лотках (покупателю, в сущности, пока что без разницы кому платить, лишь бы не обманули с качеством); кто-то может не пожалеть и $10 за возможность получить фильм не вставая из любимого кресла, без похода в кинотеатр (при сравнимой цене билета в кинотеатре, конечно, картинка и звук лучше, но это же нужно выбираться из дома!); кто-то и вовсе предпочтёт ничего не платить, обойдясь услугами провайдера, ресурсами локальных и пиринговых сетей. Или вовсе дождётся бесплатного показа с рекламой по первому каналу.
И всё же первые эксперименты по представлению "фирменного" видео уже начались, и проходят вполне успешно. Пока не у нас, пока в США. Первым массовым и вполне удачным экспериментом в этой области можно назвать опыт компании Apple, представившей в октябре 2005 года версию iTunes 6 и одновременно начавшей продажи избранных телешоу, музыкальных видеоклипов и коротких мультиков от Pixar по цене $1,99 через свой онлайновый магазин iTunes Music Store. Первое время предложение было достаточно ограниченным, в основном, предлагались материалы с копирайтом компании Disney.
Каково же было удивление организаторов, когда выяснилось, что первый миллион видеозаписей был продан менее чем за 20 дней! В последствии эксперимент получил удачное продолжение, и сейчас через iTunes Store можно приобрести более 220 шоу производства более чем 40 телесетей. Честно говоря, я не большой любитель ТВ, и уж точно не стал бы закачивать записи КВН или Петросяна, но есть множество интересных публицистических и исторических телепередач, право пересматривать которые со своего жёсткого диска за два доллара не кажется мне расточительством. Это, собственно, "на вкус и цвет". Всего же за последний год через iTunes Store, disneychannel.com и abc.com было загружено более 85 млн. телешоу, клипов и телепередач. Одних только записей ТВ-шоу ABC TV было продано через iTunes Store более чем 12 млн.
Следующий, более интересный для нас и более смелый опыт был начат Apple уже в этом году. Начиная с 12 сентября в iTunes Store появилась возможность покупать полнометражные видеофильмы по цене от $9,99 до $14,99. Цена, скажем так, для нашего киномана уже критичная, но в то же время возможность получить более чем 75 фильмов от известнейших студий, подконтрольных корпорации Disney - Walt Disney Pictures, Pixar, Touchstone Pictures и Miramax Films, при этом фактически день в день с началом продаж DVD версий этих фильмов.
Если быть точнее, новые фильмы становятся доступны для скачивания по цене $12,99 при предварительном заказе и в течение первой недели продаж, позднее они предлагаются по $14,99. Цена скачивания уровня $9,99 установлена на фильмы выше названных студий выпуска прежних лет. Заманчивость предложения подогревается ещё и тем, что при скорости соединения порядка 5 Мбит/с, на скачивание такого фильма в стандартном для iTunes разрешении 640 х 480 потребуется порядка получаса. Владельцы более медленных каналов смело могут аппроксимировать время закачки, исходя из этих данных. При этом просмотр фильма благодаря возможностям новой версии iTunes можно начинать уже через несколько минут после начала закачки.
Вам может нравится или не нравится такое предложение, но на днях, по прошествии менее чем двух месяцев с начала предоставления сервиса, президент и CEO компании Disney Боб Айгер (Bob Iger) сообщил о продаже порядка 500 тысяч фильмов через iTunes Store. Пока что мы можем лишь аппроксимировать результаты таких продаж на наш рынок, в России и СНГ ничего подобного до сих пор не существует по многим причинам – неразвитости системы онлайновых платежей, неполноценности самих онлайновых сервисов и т.д. И всё же можно сказать точно, сервис был бы востребован. Может, не в такой степени как в США, но пользователей, обладающих современными версиями плееров iPod с винчестером ёмкостью до 80 Гб, поддержкой iTunes 7 и, соответственно, воспроизведения видео, уже предостаточно, а появится возможность загрузки видеофильмов – станет ещё больше.
Кстати, в Сети уже появились первые сравнения качества выше упомянутых "Тачек" (Cars) производства Pixar, сравнения скачанных 640 х 480 копий с DVD выпусками. Именно этот полнометражный мультфильм стал одним из первых наиболее интересны предложений, продажи которого посредством онлайновой закачки через iTunes Store начались одновременно с поступлением DVD на полки магазинов. Очевидцы говорят, что DVD-версия, разумеется, несколько чётче, обладает более насыщенными цветами плюс THX звук. Разумеется, фильм, закачанный через онлайн, не обладает дополнительными приложениями, хотя, для некоторых отсутствие рекламных роликов и длительных вступлений только в плюс. Ещё одним минусом варианта загрузки признают невозможность записи фильма для последующего просмотра на DVD плеере, зато в плюс – выше упомянутая оперативность: закачка даже на DSL линиях средней пропускной способности занимает от силы ночь. Ожидается, что следующим, столь же знаменательным событием в списке закачек через iTunes Store будет нашумевшее продолжение "Pirates of the Caribbean".
К сожалению, опыт сотрудничества Apple и студий, подконтрольных Disney, пока уникален – если говорить о масштабах и "свежести" контента. Тактику Apple планирует перенять торговая сеть Wal-Mart, которая находится в процессе переговоров, такие же планы у Target; более амбициозные планы у Amazon Unbox; по примерно схожим ценам предлагают загрузки фильмов онлайновые сервисы вроде Movielink или CinemaNow. И всё же многие голливудские студии пока пребывают в раздумьях по поводу предоставления таких сервисов, по крайней мере, до конца сезона рождественских продаж 2006. Шутка ли, продажи видео DVD дисков за последний квартал года могут составить более половины от всего годового оборота; и конкуренция со "сбиванием цен" пока преждевременна, и онлайновые загрузки даже в ближайшей перспективе могут принести значительно меньше, чем продажи DVD.
Впрочем, как раз на днях лёд вроде бы тронулся. Пока Paramount и Warner Bros. игнорируют онлайновую инициативу, руководство компании News Corp., владельца MySpace, DirectTV, New York Post и между прочим, 20th Century Fox, по сообщению CNN уже приступило к переговорам с Apple о возможности продаж контента Fox через iTunes Store. В случае удачного завершения переговоров это будет означать доступность к закачке "Звёздных войн", "Крепких орешков", "Хищников", "Ледниковых периодов" и множества других интересных лент.
Итак, о чём же сегодня получился разговор? Если разобраться, в прикладном плане почти ни о чём: нет нынче подобного локализованного сервиса для русскоязычного или дублированного видео, энергичные продажи пиратских "тряпочных" версий свежих видеофильмов пока что и вовсе сводят идею платного онлайнового видеоконтента к виду слабо реализуемой на практике фантазии. В то же время, само по себе скачивание виртуальной "неощутимой" копии фильма с качеством ниже DVD, за вполне весомую сумму в $10 - $15, ещё и с пресловутой DRM-защитой, ставит такую идею в разряд весьма и весьма рискованных предприятий. По крайней мере, на современном этапе развития общества и "пиратской индустрии".
И всё же перспектива появления такой альтернативы доступа к свежим и любимым фильмам хотя бы в дальней перспективе лично меня очень радует и обнадёживает. Пусть будет HDTV и фильмы на DVD, HD DVD BluRay, пусть будет потоковое DSL-телевидение и ТВ-вещание по запросу, но возможность оперативной закачки через интернет именно того, что мне захотелось именно сейчас – это великая штука. А с учётом быстрого роста количества портативной электроники с возможностью воспроизведения видео – пусть не обязательно с помощью iTunes (я думаю, вскоре появятся и другие альтернативы), делает перспективу развития таких онлайновых сервисов просто блестящей.
Несколько ссылок по теме:
Предыдущие выпуски IT-баек: