Практика: автомобильные ПК Lilliput TC1000 и Sumicom S625FC
Установка и эксплуатация
Предполагалось произвести установку с как можно меньшим числом доработок салона. Оба набора поочередно инсталлировались в небольшой седан японского производства - Mitsubishi Lancer Evolution III. Разумеется, в торпедо авто предусмотрены два отсека 1DIN, куда первым делом были установлены компьютер Lilliput TC1000 и "in-dash" монитор Lilliput GL701-NP/C/T.
Но оказалось не все так просто, ПК Lilliput TC1000 немного длиннее обычных CD-ресиверов, поэтому посадочной глубины хватило в “притык”. Это касается и выездного дисплея, который при такой компоновке нельзя использовать в силу особенностей строения центральной консоли данного автомобиля.
Наиболее удобная конфигурация, на мой взгляд - компьютер снизу, монитор сверху, поскольку так мы будем иметь доступ ко всем органами управления. Если поменять их местами, то монитор в рабочем положении закроет все разъемы и лоток DVD-привода.
После запуска компьютера стало ясно, что применение выезжающих экранов не всегда возможно. Сам дисплей уперся в центральную консоль под отрицательным углом и чтобы разглядеть изображения необходимо буквально разложить сиденье. Такой вариант отпадает сразу, а если даже поменять ПК и дисплей местами, все равно ничего толком не увидеть на экране.
Прежде чем выбрать именно такой тип монитора для своего авто, внимательно изучите центральную консоль. Конечно, можно воспользоваться смекалкой, стеклотканью, эпоксидной смолой и шпаклевкой, но это уже если вы решили делать "на века".
Bluetooth GPS-приемнику нашлось место в солнцезащитном козырьке на месте водителя. Внешняя антенна была выведена на крышу со стороны водителя. Удобно и никаких болтающихся проводов.
Питание компьютера и монитора следует подключать на замок зажигания. Если вы решите использовать Lilliput GL701-NP/C/T в качестве основного аудиоресивера системы, то встроенный усилитель позволяет подключить до четырех динамиков. Аудиопоток со звуковой карты компьютера можно завести на GL701-NP/C/T через соответствующий линейный аудиовход.
Конечно, жаль, что не удалось поездить с данной модификацией из-за неудобного дизайна панели. Такая конфигурация предоставляет владельцу автомобиля ряд преимуществ связанных не только с функциональной, но и практической частью, например, нет надобности снимать и прятать дисплей от воров на неохраняемой парковке.
Второй компьютер, Sumicom S625FC, универсален и не требует наличия отсека 1DIN. Наиболее подходящим местом для установки ПК стало пространство под водительским сиденьем.
С первого взгляда это может показаться неудобным, на практике же все с точностью наоборот. Более того, под сиденьем нашлось место для компактной клавиатуры и мыши (так, на всякий случай). Некоторые инсталляторы останавливают свой выбор на бардачке со стороны пассажира, но в Evolution III его размеры малы.
Для фиксации корпуса ПК было решено использовать липкую ленту (“липучку”), прекрасно цепляющуюся за плотный ворс автомобильного карпета. Интерфейсные провода и кабель питания были спрятаны под обшивку центрального тоннеля. Для "верности" отдельно был выведен тумблер принудительного выключения.
Для большинства инсталляторов установка монитора на торпедо малыми средствами большая мука. Хлипкая пластмассовая стойка на двухсторонней липкой ленте, входящая в базовый комплект поставки, так и норовит отклеиться от поверхности во время езды по нашим ухабистым дорогам.
Покорителям бездорожья и участникам трофи-рейдов такой крепеж категорически не приемлем. Весит дисплей 600 гр, поэтому для его фиксации требуется прочная конструкция, как, например, брекет монтируемый на дефлектор воздуховода.
В комплекте с этим нехитрым устройством поставляются мягкие прокладки необходимые тогда, когда поверхность, соприкасающаяся с основанием брекета, неровная, как и в моем случае.
Как мне кажется, наиболее удобная позиция для монитора Lilliput 619GL-70NP/C/T – крайний правый дефлектор (для праворульных автомобилей). Относительно глаз водителя экран находится почти под 45 градусов, можно сделать и нулевой угол, но тогда в дальней поездке "штурман" не сможет следить за дорогой.
Еще один плюс такого брекета - это легкость настройки положения монитора и быстрый демонтаж. Единственное чего не удалось полностью спрятать, так это кабель питания дисплея (12 В от прикуривателя) и выносной аудио/видеоразъем.
Дополнительные периферийные устройства, такие как Bluetooth-адаптер и GPRS-модем с USB-интерфейсом были без труда установлены на тыльную панель компьютера. На лицевой панели Sumicom S625FC есть только один порт USB, разъем Fire-Wire, выход на наушники, микрофонный вход, индикаторы состояния и кнопки включения и перезагрузки.
С установкой, думаю, все понятно; перейдем к запуску. Sumicom S625FC включается автоматически после поворота ключа зажигания в течение 5 или 10 секунд (устанавливается вручную). Если же данная функция отключена в BIOS, следует нажать на кнопку включения и по истечении нескольких секунд (те же 5-10 секунд) после звукового сигнала S625FC запустится.
Дисплей Lilliput 619GL-70NP/C/T не включается автоматически, но самостоятельно выбирает активный видеоисточник. Загрузка ОС длится около 20-30 секунд в зависимости от количество установленного ПО и подгружаемых утилит.
Первое, что не понравилось сразу - немного растянутое изображение, а все потому, что видеокарта не поддерживает разрешение 800 x 480 пикселей. Поэтому в настройках монитора устанавливалось 640 x 480 пикселей, а монитор автоматически растягивал полученное изображение до 800 точек по ширине. Точно такая же проблема возникла с первым дисплеем, и в списке поддерживаемых, встроенной видеоподсистемой, разрешений нет значения 800 x 480 точек. Исправить положение можно с помощью утилит, таких как Powesrtrip, где установить любое нестандартное разрешение.
Второе - низкая яркость экрана, выцветание на солнце и легкий муар по всей площади. Если с яркостью и контрастностью можно справиться, к примеру, покупкой другой модели монитора, то с визуальными эффектами от резистивной сенсорной панели ни куда не деться (это огрех данного типа "тачскрина"). Правда, после нескольких дней эксплуатации к этой ненавязчивой ряби привыкаешь. Больше каких-либо явных проблем выявлено не было. А вот по яркости мне больше понравилась “in-dash” модель Lilliput GL701-NP/C/T из первого комплекта.
Инициализация GPS-приемника прошла мгновенно, как в среде Windows, так и программе "Прим GPS Туризм". Без применения внешней антенны ресивер установил стабильную связь с 8 спутниками, с антенной стали доступны попеременно еще 2-4.
В общей сложности GPS-приемник "отъездил" 600 км по городу и горным серпантинам. За все это время связь терялась только один раз - при въезде в закрытый тоннель. Не понравилась работа альтиметра - на берегу океана высота над уровнем моря составила 35,4 метра. Скорость измеряется очень точно, но обновляется только один раз в секунду, как и другие параметры.
Сам навигационный софт не приспособлен для портативного сенсорного дисплея и требует в этом направлении ряд доработок по части интерфейса. "Прим GPS Туризм" не хватает полноэкранного режима отображения, выбора пункта назначения, трекинга, оповещения о знаках, постах ДПС и т.п. А пока мы имеем подробную карту городов и дорог приморья, а также лесных троп ведущих в девственные бухты восточного побережья.
Особую ценность этот GPS-путеводитель представляет для тех, кто часто путешествует и "колесит" по краю, для городских же водителей "Прим GPS Туризм" неактуален. Однако, для тех, кто не знает город, навигационная карта может оказать существенную помощь.
В целом работа всей связки порадовала. За все время испытаний дисплей четко держался на кронштейне, компьютер ни разу не сорвался с креплений и ни разу не "завис".
Не стоит забывать, когда вы вынимаете ключ из замка зажигания автомобиля, питание на компьютер прерывается сразу, тем самым, вызывая аварийное завершение работы. Поэтому потребуется некоторые время, прежде чем вы научите себя на автомате выключать сначала ПК, а потом уже зажигание. И еще, постоянно забывал про GPS-приемник в солнцезащитном козырьке, который на утро полностью разряжался.