Групповой тест наушников Audio-Technica: великолепно, убедительно и достаточно нейтрально
Автор:
Опубликовано: 19.09.2006
Источник: Cyberstyle.ru
Первое, что всегда отличало изделия под этим брендом – безумная концентрация изощрений на всякий сантиметр площади, притом – в подчеркнуто филигранном исполнении и отделке. Как для всякой профессиональной марки, для Audio-Technica свойственен строгий или скорее сдержанный дизайн, но и он проецирует особый шик, некое «внутреннее богатство» продукта. Вторая особенность «всякой разной» Audio-Technica – это японская, «теплая» (легкий акцент по 300 Гц, пологая АЧХ) окраска звучания. Ее нельзя не заметить, сопоставляя микрофоны, магнитные головки проигрывателей винила и, наконец, наушники с другими, особенно – американскими марками вроде Shure.
«Ювелирам» из Audio-Technica впервые удалось поместить внутрь крохотного корпуса магнитной головки проигрывателя винила два независимых индуктора (магнит + звуковая катушка), снимающих колебательный сигнал с двух боков иглодержателя головки. Версии этой технологии нашли воплощение и в наушниках. В общем, в мире нет другой аудио-продукции такой идеологии, калибра и качества звука. Ближе всех подобрался Technics, но несколько лет назад Matsushita, к всеобщему сожалению, закрыла это свое подразделение. Родственный звук традиционно наблюдается у электроники Luxman, Accuphase, Onkyo, Marantz, AKG, но из них лишь фирма AKG выпускает конкурирующую продукцию (наушники).
Последний фактор, держащий Audio-Technica не расстоянии от стаи конкурентов – это непостижимое за пределами Японии ценообразование. Производство и сборка столь «навороченного» продукта, как наушники ATH W-1000 обошлись бы как минимум вдвое дороже, скажем, американской респектабельной фирме Grado или немецкой Beyerdynamic. Обе (да и все прочие изготовители!) давно не пытаются спорить с Audio-Technica, а упирают на нечто противоположное: то на аскетизм, то на нарочитую грубость конструкции.
Низкая себестоимость вот уже лет 30 прочно удерживает мировой рынок за одержимыми японцами. Audio-Technica - одна из немногих фирм в мире, делающая равнозначно превосходное оборудование для профессиональных и для бытовых юзеров.
Наушники, на которые мы тут «наложили лапу» (кстати, одними из первых СМИ!) – того же порядка, хотя и составляют сектор «аудиофильских». То же можно сказать про датский Ortofon, но эта фирма драматически отличается от Audio-Technica звучанием. Кому нравится звучание Ortofon – не понравится Audio-Technica. И наоборот.
Теперь о самих участниках сегодняшнего теста. Почти все модели - открытые, то есть внешняя стенка чашки перфорирована. Это делает звучание «воздушным», открытым, по эффекту близким к концерту на каком-нибудь Васильевском Спуске, а не в с/к Олимпийский. AD в названии означает эффект «воздуха» (Air Dynamic), А – артистизм или искусство (Art). Чувствительность экземпляров незначительно варьируется вокруг 500 мВ (что быстро наполняет наушники звуком на малых значениях громкости), соответствующе высоко звуковое давление – 96 дБ, частоты 5 – 30.000 Гц, сопротивление 32 Ом, провод индукторов и кабеля – медный бескислородный высокой очистки (PCOCC), кожух кабеля – преимущественно тканевый противорезонансный, строение излучателей – сотовое. Главное достоинство дизайна всей серии – исключительно удобная, стабильная и неутомительная посадка на голове благодаря подпружиненным «лопухам» вместо привычного оголовья. Главная конструктивная особенность – большие (53 мм за исключением одной модели) динамики. Самое главное и бесспорное – грандиозный в своей мизерности КНИ (коэффициент нелинейных искажений), который фирма даже не указывает. Как правило, у каждой приведенной здесь модели есть профессиональная диджейская версия на тех же элементах, но «покосметичнее» и «повертлявее».
Данные можно комментировать еще априори, до прослушивания. Высокое сопротивление и широкая ровная АЧХ в наушниках рождают планы, но при том ужесточают отображение нюансов. Низкое сопротивление и «горбатая» АЧХ с акцентированными СЧ или НЧ укрупняет, углубляет и эшелонирует сцену внутри головы и при этом выводит нюансы на уровень (и даже выше) основных партий, создавая большую или меньшую ауру, ощущение пространства и характера музыки.
С самого начала стало ясно, что 6 экземпляров распадаются на 2 группы. Одна условно – более аналоговая, то есть дает «закругленное» и более теплое (выдвинутое и выпуклое) звучание. Другая более аналитическая и жесткая по характеру звука. С каким-то остервенелым и беспощадным «оголением» сцены. С воздухом, разряженным, как высоко в горах. При этом обе группы наушников отвечают традиционной «аудио-техниковской» идеологии. То есть – отвечают заветам отца-основателя Мацушиты.
Интересно, что внутри обеих этих групп приоритеты выстроились неожиданно, не по «номенклатуре». Более дорогие и высокие модели не всегда обгоняли низкие по звучанию. Сама оценка строилась на субъективных впечатлениях. После каждого прослушивания очередного экземпляра мы возвращались к предыдущим, чтобы удостовериться в последовательности впечатлений. Мы принципиально не стали прибегать к компьютерной программе. Мы знавали случаи, когда регистрация АЧХ не соотносилась со слуховыми и вкусовым впечатлениям. Как справедливо выразился один тестировщик, не будет же пользователь слушать вольтметр!
Оценивались следующие факторы звучания:
-
Общая музыкальность или информативность звука. Наушники условной «цифровой» группы проявили больше аналитичности и четче, широкополоснее прорисовывали сильные партии. Так называемые «аналоговые» представляли цельную сцену, которая не распадалась на партии, а позволяла им «сплетаться» и взаимно обогащаться.
-
Сбалансированность планов инструментов, стереоэффект и убедительность проекции партий в пространстве. В принципе, продолжение первого свойства - способность наушников «выстраивать» в голове и за ее пределами четкие линии инструментов.
-
Крупный или мелкий характер образов внутри головы, степень их «трепетности» и «прозрачности» (или, напротив, степень «густоты»). Понятно, что эти качества присущи самой записи, но удивительно, как наушники с характером подчас перекраивают работу режиссера.
Первый тур. «Аналоговая» группа
3 место. ATH AD 700 - грандиозная золотисто-фиолетовая (убийственное сочетание!) перфорированная стенка чашки и отделка бархатными валиками, резиновый (но добротный) диэлектрик шнура.
Впечатления. Это единственные наушники в тесте, которые в особенности выделили фоновый шип студийной ленты и пустили его по верху воображаемой сцены на диске Ella Fitzgerald Sings The Irving Berlin Songbook /издатель Verve – дистрибьютор Пурпурный Легион. Такое выявление пары «лишних» Герцев трудно переоценить в программе, которая писалась еще в довиниловую эпоху (то есть под 78-оборотные пластинки, которые бились, как фарфор, и давали самую суженную АЧХ в истории hi-fi-движения, чем даже снискали себе ярых сторонников). Соответственно «полезная» часть программы (то есть пение и сопровождение) предстала в исключительно интимном и томном виде. Аура эпохи витала и над остальным тест-материалом. Несмотря на это, наушникам решительно остается желать еще лучших, более ярких ВЧ. По крайней мере, с точки зрения пользователя-европейца.
2 место. ATH AD 1000. Крупная перфорация чашки делает заднюю стенку практически прозрачной и через нее можно видеть не только любопытное сотовое устройство динамика, но и дырки его защитной передней панели с противоположной «ушной» стороны. Шнур здесь уже тканевый - рельефный и симпатичный.
Качество звучания в наушниках отличается еще большей «мерой интимности» благодаря свойству придвигать и укрупнять партии. От этого сама сцена не меняет своего размера. Просто в других наушниках инструменты видятся более мелкими. Интересно, что – как и в случае аналогичного «открытого» решения одной из моделей Sennheiser – эта модель оказывается далеко не самой «открытой» по звуковой сцене. Интереснее прочих отыграл в данном случае технологично записанный Gainsbourg Chantee Par… / издатель Pathe – дистрибьютор Пурпурный Легион. Стилизация под шансон вдруг превратилась в 100%-ный классический французский шансон, словно переносишься в 1968 год и слушаешь в студии со свежеприготовленной мастер-ленты. Вокал старожила жанра Бурвиля с годами стал еще брутальнее, и на хрестоматийной и всемирно запрещенной песне Гинзбура «Je t’aime…» он – словно наждак. Наушники передали это качество – как, впрочем и контрапунктный женский фальцет его партнерши по дуэту, Жаклин Милан. Контрабас на «Ils etait une fois» - это действительно контрабас, а не однострунная «палка» или же бас-гитара.
1 место. АТН W1000 Sovereign. На этот раз не просто глухо закрытые и фантастически изолирующие (как в карцере) чашки, а недвусмысленный консервативный дизайн, чьи материалы – шершавый толстый тканевый шнур и дерево (производитель указывает - японская вишня с острова Хоккайдо!) и мягкая кожа на валиках – напоминают роскошный радиоприемник или лимузин. Разумеется, спецификации и цена повыше других в тесте, посадка на голове – поэффектнее и покомфортнее.
Можно сыпать какими угодно эпитетами, но лучше всего скажет, наверно, субъективное впечатление качественного равенства неравнозначных систем воспроизведения, куда поочередно втыкались наушники. Здесь многоканальный ресивер и универсальный проигрыватель поднимаются до уровня хай-энд-стерео на базе CD/HDCD-проигрывателя, не совместимого ни с какими МР3. Обе системы остаются собой, но только классные наушники могут ощутимо сблизить их качество. Джаз Э.Фицжеральд, переведенный на цифру с неидеально сохранившихся студийных лент, предстал в совершенно девственном виде. Медь на “Cheek To Cheek” засияла в первозданной динамике – можно было представить, как солирующие тромбонисты и трубачи встают с мест для пущего эффекта. Что до Роллингов, то вдруг передалось то, что делалось с записью в студии. «Соверены» наилучшим образом оттенили тональности тарелок и хэта в барабанных установках.
Второй тур. Цифровая группа.
3 Место. АТН А 500. Этот закрытый экземпляр открывает группу изделий на несколько ином сорте провода – типа Hi OFC и с динамиками в литом алюминиевом корпусе. У них та же конструкция, но исполнение и элементы в целом построже, рациональнее. В частности, экологический подход в отделке – тонкая ткань вместо кожи. Изготовитель подает конкретно эту модель как «артистичную» (А=Art).
Если искусство значит разборчивость или если (как поется в одном английском поп-стандарте) любить значит ошибаться, то я не хочу быть прав. То есть, разборчивость не может быть абсолютом. В этих наушниках музыка звучала так, как обычно записываются рок-группы: строго разобравшись по отдельным партиям и запершись в своей камере (треке) до сведения. Разумеется, как это часто бывает с альбомами рок-групп, никаких или почти никаких обертонов не слышно. Если в джазовом концерте инструменты практически «обмениваются» гармониками (контрабас может «возбуждать» кожу барабанов), то в жизни звукорежиссера и этих наушников все гораздо более регламентировано и… скучно. Более всего эта идеология оказалась созвучной клубной сool-электронике альбома Jankie XL/Today/дистрибьютор Universal Music. Будь динамики наушников чуть протяженнее по ВЧ – и не миновать бы перегрузок и перенасыщенности. Чуть богаче по басу – и альбом превратился бы в dub. Ну а как есть – он прозвучал сбалансировано и живо. Напоминаю, что для чистоты опыта все прослушивания шли на бестембровом прямом режиме с отключением лишних цепей.
2 Место. АТН АD 300, кроме косметики, отличаются резиновым (не тканевым!) шнуром и маленьким динамиком.
По идее, сие должно повлечь грязь «подобранных» механических резонансов, но не влечет (насколько можно было судить в прослушивании музыки через наушники с одновременным ее грохотанием из колонок с целью спровоцировать микрофонные наводки на провод наушников). В чем-то особь младшего сословия, наушники обладают явно более протяженной АЧХ и вкусным звуком плюс, разумеется, аналитичностью. Это все еще сухой, несколько «стеклянный» цифровой звук, но в отличие от 500 он благоволит не только режиссерам, которым надо работать – он благоволит слушателю в поиске удовольствий. Можно «вкусить» переливы электроники, а можно - современный шансон каверов Гинзбура или свингующую и вечно востребованную Эллу. Удивительно, как электроника превозмогает свой сool и становится почти что мугом (moog, первый полифункциональный аналоговый синтезатор в поп-музыке). Очень показательна метаморфоза на записях Фицджеральд, которые в 1958 году слыли не самыми хай-файными, хотя и уже в стерео. По меркам же нынешним они - просто аналог (игра слов!) 128 k. Слишком много частот «уведено» в никуда. Слушая этот диск именно на AD 300, а не на экземплярах нашей первой группы участников – вы существенно ликвидируете эти аналоговые ограничения и «подгребаете» ближе к привычному цифровому звучанию.
1 место. АТН А900.
Все рассмотренные до сих пор экземпляры являются узнаваемой Audio-Technica – и лишь эта модель делает шаг куда-то в сторону. Возможно, поближе к жесткому бескомпромиссному звучанию Beyerdynamic или Koss Pro4 но с поправкой на добавленную АЧХ и особенно ВЧ. Это самые разоблачающие и технологичные трансдюсеры в тесте в том, что касается мужского (да и женского) вокала. Речь идет здесь о вокале, который получается, если микрофон практически заглатывать, помещать его близко к глотке. Эта фетишистская манера характерна для блюзовиков, которым надо добавить «слюней» в голос и для балладистов, которые не могут внятно взять высшие и низшие ноты. Из свежего урожая дисков можно рекомендовать Gainsbourg Chantee Par…
Из всех в тесте, диск наиболее раскрывается (начинает действительно нравиться) именно на 900. Как водится, в спецификациях чувствительности вы найдете лишь часть разгадки этой «чувствительности» наушников к нюансам. Правильнее будет говорить о комплексном подходе к решению мембраны, подвижной части и проводника. Это наименее «теплые» и наиболее открыто и аналитично звучащие наушники в тесте. Слушать в них навороты Junkie XL – что принимать ванну из настоя трав: уже хочется поскорее смыть с себя все.
Битва гигантов
Логично для всякого группового теста – устроить бой победителей. В нашем случае - на все том же материале и тракте сошлись W1000 и А900. Для порядка и референса привлекли еще и легендарную модель Koss Pro4AAA c опцией гарнитуры и на немодицифцированных (титаном) динамиках.
При практически равной цене участников силы сложились следующим образом: Kоss вылетел немедленно. A900 грандиозно быстро выразительно динамично и широкополосно отыгрывает любые качественные и некачественные диски с хай-эндного, хай-файного или театрального трактов. Этим наушникам вообще трудно подобрать конкурента по части разборчивости и яркости звука, имея в виду его неутомительность в длительном прослушивании. Образы в этих наушниках формируются исключительно прозрачными и трепетными, а сцена распространяется наподобие панорамного кинотеатра, но без раздражающей реверберации. Принадлежность А900 к марке сложно определить на слух вслепую.
W1000 – это, напротив, гордый выходец родных пенатов. Большинство слушателей, однажды знакомых со звучанием Audio-Technica, смогут назвать фирму и (что ценно!) зауважать ее. Если кому-либо не нравились выдвинутость среднего плана, навязчивая яркость или излишняя теплота в звуке этой марки… если кто-либо был убежден в превосходстве более нейтральных аудио-концепций Америки и Европы, то такой слушатель скорее всего будет переубежден и покорен в считанные минуты. Еще более натурален звук саундтреков и цифровых (LFE) эффектов. Они наполняются пульсом, как отсиженная нога – кровью. Как ни эффектна модель 900, 1000-й «Соверен» бьет ее неким абсолютным оружием – концептуализмом. Эти наушники любишь уже за то, как они – как японские летчики с воплем «Банзай!» – идут на таран вашей психики и моральных устоев.
Резюме
Тот факт, что тестировщик поставил аналог перед цифрой, вовсе не имеет целью дезавуировать последнюю в глазах читателя. В тесте мы старались придерживаться действительно непредвзятого и обще-распространенного менталитета. Во главе угла стояло удовольствие, о котором и сигнализировал мозг в каждом случае прослушивания. Финалисты в обеих группах представляют интерес и – безусловно – переигрывают конкурентов, особенно – прошлых лет и поколений. Также очевидно превосходство аудиофильской серии над некоторыми студийными моделями марки 3 или 5 лет давности. Нынешние звучат свободнее, спокойнее, приятнее – совершенно неагрессивно. Таков эффект пониженных искажений. Которые, впрочем, и прежде указывались очень низкими.
Cyberstyle.ru благодарит компанию BLADE за предоставленные на тест наушники Audio-Technica