Сегодняшний наш обзор новинок рынка цифровой фототехники посвящён, главным
образом, аппаратам, которые только что появились в рознице или появятся на
прилавках магазинов в самое ближайшее время. Объединяет эти камеры одно: все они были продемонстрированы производителями на стендах давешней выставки CES 2006 как самые новые разработки компаний. Исходя из этих соображений я не стал группировать фотокамеры по каким-либо
техническим характеристикам, а поступил наиболее "демократично" - расположил новинки в алфавитном порядке названий компаний-производителей.
Однако прежде чем перейти к красивым картинкам и характеристикам камер, позвольте
мне немного рассказать о нынешней ситуации в индустрии производства фототехники
и ближайших перспективах её развития. Надеюсь, собранная информация будет интересна
тем, кто всерьёз интересуется перспективами развития цифровой видео и фототехники.
Кому не интересна ситуация на рынке CMOS сенсоров, идеи по дальнейшему улучшению
качества съемки и некоторые околосветские сплетени на тему развития D-SLR техники,
может смело переходить к следующей странице с описанием новинок.
Видит око, да зуб неймёт
Какими бы красивыми и завлекательными ни были рекламные проспекты компаний-производителей
цифровых фотокамер, но придётся с сожалением отметить: во многих случаях картинка,
получаемая в результате съемки, весьма далека от того "оригинала",
видимого человеческим глазом.
Особенно эта тема болезненна для рынка компактных цифровых аппаратов: если
пляжные снимки при отличном освещении сейчас можно получить даже с помощью
рядового сотового телефона с интегрированной камерой, то в сумерках пасуют
даже весьма недешёвые аппараты от известных брендов. Таким образом, ситуация
последних лет, когда покупателю навязывалась священная парадигма ведущей тройки
пользовательских функций – высокого разрешения сенсора, большого диапазона
фокусных расстояний и большого ЖК-дисплея, по мнению многих аналитиков, уходит
в прошлое.
На практике происходит следующее: за последние несколько лет массовый пользователь
успел как следует "распробовать" цифровую фотографию, и теперь весьма
слабо ведётся на маркетинговые ловушки вроде пресловутой мегапиксельности (с
плохой светочувствительностью), большого зума (с чудовищными хроматическими
аберрациями) или крупного дисплея (они и без этого огромные дальше некуда).
Покупатель желает давно обещанного цифрового качества в максимальном диапазоне
освещённостей, при этом совершенно не спешит в массовом порядке отматывать
кучу денег на громоздкие зеркалки и соответствующую недешёвую оптику. Разумеется,
дополнительные плюсы вроде приличных аккумуляторов или беспроводных интерфейсов
только приветствуются.
Словом, задача понятна: приблизить качество съемки компактными камерами к
картинке, видимой человеческим глазом. Некоторые компании уже в прошлом году
всерьёз озаботились решением этого вопроса. Путей решения вопроса несколько,
для начала (пока разрабатываются недорогие и более чуткие сенсоры) можно адаптировать
оптические и цифровые методы стабилизации изображения, давно и успешно применяемые
в профессиональной технике. Именно по этому пути пошли в прошлом году компании
Panasonic и Konica Minolta, объявив об интеграции своих технологий оптической
стабилизации – Mega O.I.S. и AntiShake, соответственно, в цифровые компакты.
В нынешнем году технология Mega O.I.S. будет визитной карточкой всех без исключения
цифровых камер Panasonic включая нижний ценовой сегмент. Что касается Konica
Minolta, которая навострилась в ближайшем будущем уступить Sony свой бизнес
по выпуску цифровых камер, не исключено, что достаточно скоро технология AntiShake
появится под новым маркетинговым названием в составе новых компактов серии
Sony CyberShot.
Впрочем, Sony и без этого обладает достаточным пакетом патентов,
чтобы самостоятельно освоить перенос технологии оптической стабилизации,
применяемой в профессиональных камкодерах компании. То же самое относится к
камерам Canon
– в самое ближайшее время можно ожидать компактных камер этой компании с
оптической стабилизацией.
Другой путь, который можно назвать в некотором смысле "классическим" –
разработка и производство чувствительных "малошумящих" сенсоров с
соответствующей электронной обвязкой, обладающей "интеллектуальными" адаптивными
алгоритмами обработки снимков, сделанных при слабом освещении.
Стоит отметить, что безудержный рост спроса на цифровые фотоматрицы связан
не в последнюю очередь со стремительным ростом продаж "продвинутых" карманных
ПК, телефонов и смартфонов. В настоящее время это привело к переполнению рынка,
несмотря на высокие темпы роста спроса. Ожидается, что к 2008 году, по данным
Gartner Dataquest, продажи одних только CMOS сенсоров увеличатся до $5,6 млрд.
(для сравнения - $2,4 млрд. в 2004 и $3,2 млрд. в 2005 годах).
В настоящее время матрицы CMOS выпускает более 40 компаний, включая известные
имена вроде Avago, Canon, Cypress, Kodak, MagnaChip, Micron, OmniVision, Samsung,
Sony, STMicroelectronics, Toshiba и другие. Жёсткая конкуренция, выражающаяся
в стремительном снижении отпускных цен на матрицы, в самое ближайшее время,
по мнению многих аналитиков, приведёт к типичному раскладу: останется не более
трёх крупных производителей-универсалов и порядка шести-семи производителей
специализированных и нишевых сенсоров. Процесс, кстати сказать, уже идёт полным
ходом: совсем недавно National Semiconductor уже продала своё подразделение
по выпуску сенсоров компании Eastman Kodak. Компания Cypress Semiconductor
в свою очередь, приобрела известного производителя CMOS сенсоров SMaL Camera
Technologies, а южнокорейская MagnaChip Semiconductor купила IC Media, разработчика
CMOS-технологий.
Дальнейшее развитие рынка фотоматриц будет проистекать параллельно в нескольких
секторах: автомобильном, сотовой связи, компьютерном, потребительском и медицинском.
Большинство профессиональных аналитиков рынка единодушно сходятся во мнении,
что в число немногих производителей CCD и CMOS матриц, которые выживут после
укрупнения бизнеса, обязательно войдут Sony и Samsung Electronics. Эти компании,
что называется, "съели пуд соли" на рынке бытовой техники, и прекрасно
представляют себе все плюсы быстро растущего рынка цифровой фотографии и видеотехники.
Мощный плюс этих компаний заключается в наличии собственных R&D центров
и мощностей по производству, в то время как компании, заказывающие производство
сенсоров на стороне, окажутся со временем в заведомо проигрышной ситуации.
Словом, примерно понятно, от кого стоит ожидать наиболее интересных новинок.
Впрочем, не стоит забывать про потенциальных игроков из разряда так называемых "нишевых",
которые способны время от времени выдавать уникальные вещицы, разбавляющие
ряды камер с однообразными матрицами и схожими характеристиками. Например,
ультракомпакты производства Fujifilm на базе технологии Real Photo Technology,
сочетающие чуткий сенсор нового поколения с поддержкой ISO вплоть до 3200,
качественный процессор обработки изображения и неплохую для этого класса камер
оптику.
Не будем останавливаться на вопросах расширения возможностей цифрового зума.
Удивительно, но производители камер до сих пор уделяют этому параметру слишком
пристальное внимание. В конце концов, для матриц размером 5 Мп и более наращивание
этого параметра, на мой взгляд, является чистой воды маркетинговым ходом, дабы
перемножив реальный оптический зум на цифровой показать сногсшибательные цифры.
Зато всё чаще перед пользователями, уже вкусившими "прелестей" полностью
автоматического аппарата, встают вопросы выбора адекватных режимов съемки,
ведь далеко не всегда автоматические предустановки дают удовлетворительные
результаты. В связи с этим в 2006 году компания Nikon обещает продолжить развитие
своей уникальной технологии автоматической фокусировки по результатам интеллектуального
анализа лица, при этом добиться лучшей фокусировки при съемке движущихся людей.
Что-то подобное есть в обойме технологий Canon, при этом компания обещает развивать свою технологию с учётом передвижения снимаемого человека.
И, наконец, многочисленные сервисные "рюшечки". Так, в США, где
цифровое телевидение с высоким разрешением - HDTV, уже давно является привычным
делом, покупатели стали задаваться вопросом: почему современные многомегапиксельные
камеры не могут качественно выводить результаты на HD телевизоры, разрешение
экранов которых - всего порядка 2 мегапикселей? Требование резонное, и весьма
скоро на рынке можно будет встретить аппараты с HDMI интерфейсами. Не останутся
без внимания дисплеи самих цифровых камер, но здесь с требованиями всё уже
давно понятно: больше, ярче, с возможностью прокрутки слайд-шоу и прочими удобствами.
Последний писк моды – интеграция беспроводных интерфейсов. Такими камерами
уже могут похвастать Canon и Nikon, а Kodak, в дополнение к стандартной функции
работы в связке с Wi-Fi принтером также предлагает возможность пересылки электронных
писем через WLAN для последующей публикации на интернет-страничке пользователя.
Последнее веяние на рынке цифровых зеркальных камер – грядущая смена лидеров.
Так, уже после нового года компания Konica Minolta объявила о сворачивании
своего фотобизнеса – плёночного и цифрового, уступая свои патенты и производственные
мощности компании Sony. Последняя, в свою очередь, пообещала к лету представить
свои первые D-SLR камеры. Зная крепкую хватку этой компании, можно не сомневаться,
что и на этом поприще она выступит достойно, а значит, "подвинет" кого-то
из традиционных игроков сектора цифровых зеркалок. В дополнение к этому в конце
2005 года компания Samsung в содружестве с Pentax также представила свою первую
D-SLR камеру, и можно не сомневаться, что южнокорейский гигант будет "продавливать" этот
рынок со всей силы – ценами, качеством и так далее, пока не займёт на нём приличную
долю.
Наконец, совсем скоро можно ожидать D-SLR дебюта компании Panasonic, которая
ещё прошлым летом присоединилась к стандарту Four Thirds System.
Полной уверенности в использовании этого стандарта компанией Panasonic пока ни у кого нет, но не исключено, что в сотрудничестве с Olympus, Kodak, Fuji Photo Film, Sanyo Electric и Sigma, которые также входят в Four Thirds System, концерну Matsushita Electric удастся добиться значительных успехов.
Теперь – небольшой обзор новинок, в который вошли наиболее интересные новинки
зимнего сезона, представленные в конце 2005 года или в начале 2006.