Музыкальное пиратство в России: страсти накаляются
В уютной и приветливой обстановке ресторана «Гавань» собрались журналисты, получившие приглашение от компании IRIVER для активного участия в пресс-конференции по вопросам развития современного рынка лицензионной продукции. Так о чём же говорили на пресс-конференции? Говорили о больном – о «пиратстве»...
В уютной и приветливой обстановке ресторана «Гавань» собрались журналисты, получившие приглашение от компании IRIVER для активного участия в пресс-конференции по вопросам развития современного рынка лицензионной продукции. Забегая немного вперёд, скажем, что «активного» обсуждения и поддержки от журналистов компания так и не получила. Так о чём же говорили на пресс-конференции? Говорили о больном – о «пиратстве». Для нашей страны вопрос интеллектуальной собственности и по сей день остаётся наиболее слабым местом в экономической сфере и, что не менее важно, в сфере культурного развития. В этой статье мы не пытаемся обсуждать избитый и порочащий факт «стремления русского человека к халяве», но его нужно признать – даже в 2005 году экономика страны далека от желаемого уровня, хотя и находится, образно выражаясь, на «подъёме». Это значит, что «почва» для нелегальной продукции подготовлена как нельзя лучше – деньги у потребителя есть, но их недостаточно, чтобы удовлетворить информационный голод.
До сих пор идея о покупке лицензионного программного обеспечения зарубежных разработчиков заставляет среднестатистического российского потребителя покрыться холодной испариной при виде ценника. Примерно такую же реакцию вызывают штатные цены на коллективное творчество музыкантов, исполнителей и рекорд-лейблов. И здесь на сцене появляются «благородные пираты», которые с удовольствием помогают нашим гражданам «удешевить» труд и упразднить авторские отчисления как лишний атрибут в стоимости конечного изделия. Немного цинично, но такова наша суровая действительность. Отчизна наша занимает лидирующие позиции по тому объёму контрафактной продукции, который производят «подпольные» фабрики, но мы уступаем многим странам «третьего мира» и, что неудивительно, Китаю. Иногда доходит до смешного – днём «лицензионные» заводы по штамповке болванок работают на известную звукозаписывающую студию, а ночью, не покладая рук, трудятся во благо «дяди-пирата», который делает щедрые отчисления в кассу мимо государственной казны. Таким образом, нелегальная продукция выпускается огромными тиражами. Однако с «пиратами», в отличие от онлайновых торговцев, можно вести войну законными методами. А вот для прекращения деятельности «сетевых» воров интеллектуальной собственности нет ни законодательной базы, ни технических средств. Как с этим бороться и что делать?
Выступление организаторов пресс-конференции
Первым перед аудиторией выступал Антон Пронин – генеральный продюсер компании «Студия Монолит». Тема выступления: «Российский рынок музыкального контента – состояние и перспективы».
В своем сообщении г-н Пронин в общих чертах ознакомил публику с теми тенденциями, которые ярко прослеживаются в развитии современного рынка легальной музыкальной аудиопродукции. Данные вполне типичны и предсказуемы – на фоне медленного спада продаж привычных физических носителей (аудиокассеты, CD, MP3-диски) появился достаточно перспективный метод реализации музыкального контента (от англ. content – содержимое) через сеть Интернет. Откровенно говоря, музыка посредством «сети» распространяется уже давно, другое дело, что рекорд-лейблы до 2004 года не рассматривали всерьёз дистанционную торговлю творчеством своих исполнителей в нашей стране. Связано это, как уже говорилось, с отсутствием законодательной базы, способной хоть как-то помочь правообладателям в борьбе с нелегальным распространением интеллектуальной собственности, но и с появлением таковой проблем меньше не станет, что доказано на опыте зарубежных стран. А пока нам остаётся констатировать лишь факты – легальную музыку в «рунете» отыскать практически невозможно.
В сообщении г-н Пронина прозвучала интересная информация относительно динамики продаж легальной музыки через онлайн-магазины. К примеру, в 2003 году объём продаж в денежном эквиваленте составил около $55 млн., в 2004 – $330 млн., а в текущем году – уже $1100 млн. Здесь стоит сделать ремарку: данные приведены согласно мировой динамике продаж. Мировые аналитики утверждают, что в ближайшие пять лет ожидается резкий рост электронных продаж. Прогнозируем цифра – до 25% от общей суммы реализации легальной продукции. В 2004 году эта цифра составила лишь 1,5%. В нашей стране дела обстоят в значительной степени хуже, нежели в странах Запада. Отчасти это связано с недостаточной компьютеризацией регионов РФ, отчасти – с трудной экономической обстановкой и малым доходом на душу населения.
Так или иначе, современная обстановка такова, что развитие рынка цифровых устройств значительно обогнало распространение легального музыкального контента.
Вторым место оратора занял Алексей Угринович – директор Национальной Федерации Производителей Фонограмм (далее НФПФ). Тема выступления: «Лицензионные войны – офлайн- и онлайн-пиратство».
Тема наиболее острая, и мотив её прослеживался на протяжении всей пресс-конференции. Основная проблематика всё та же – широкое распространение нелегальной продукции в сети Интернет. Музыкальные композиции в «рунете» уходят к пользователям по смешной цене, которая исключает из себя отчисления правообладателям. Кому же платит конечный пользователь? Часть доходов идет на погашение затрат компаний, занимающихся выгораживанием людей, реализующих контрафактную продукцию электронным методом, а часть идёт в карман «дяди с соседнего двора», естественно, сумма эта минует и налоговые сборы. Здесь же возникает вопрос – зачем спонсировать безликих воров, когда можно помочь развитию отечественной музыкальной индустрии и культуре в частности? Самое удивительное заключается в другом – в отечественной сети легальная музыкальная продукция приказала долго жить. Как отмечает НФПФ, в настоящее время остаются неурегулированными вопросы распространения музыкального контента в Интернет и сотовых сетях. Среди основных затруднений выделяют значительные отчисления по авторским и смежным правам вкупе с затяжным процессом юридического оформления деятельности подобных сервисов.
Вывод напрашивается один – раньше рекорд-компании не уделяли должного внимания электронному способу продажи музыкальных произведений, а с некоторых пор узрели перспективное направление сбыта, что, в первую очередь, должно быть на руку простому пользователю. Подобные «войны» характеризуются спадом цен и улучшением сервиса, поэтому «пиратство» может иметь две стороны медали. Нелегалы могут нанести серьёзный ущерб индустрии, но одновременно являются «лекарством от жадности», которое позволяет сохранять цены на доступном уровне.
Второй аспект пиратства: бескорыстное распространение интеллектуальной собственности. Основная масса «бесплатной» музыки проходит по пиринговым сетям (P2P) от одних пользователей к другим. Остановить обмен информационными данными невозможно, во всяком случае, мировой опыт борьбы с «пользовательским пиратством» ощутимых результатов не дал. По данным НФПФ, 75% нелегальных загрузок музыки приходится на пользователей пиринговых сетей. После проведения антипиратской кампании в 2004 году было закрыто около 60 тыс. сайтов и 447 серверов пиринговых сетей, распространяющих нелегальный контент. В прошедшем году члены ассоциации IFPI инициировали 7 тысяч исков к частным и юридическим лицам, осуществляющим незаконное распространение музыки в Интернет.
Полагать, что эти цифры отражают реальную динамику снижения уровня пиратства, по меньшей мере, наивно. Параллельно с притоком новых пользователей сети Интеренет происходит увеличение числа участников файлообменных серверов. Трудно себе представить, каким образом социологи составляют статистику о том, сколько реальных людей пользуется нелегальным контентом.
В качестве специального эксперта выступал Сергей Жуков – артист, продюсер, идейный вдохновитель ряда Интернет-проектов.
По словам г-на Жукова, уже сейчас запланировано создание уникального Интернет-ресурса, основным направлением деятельности которого должна стать реализация легальной музыкальной продукции в электронном виде. Данное заявление вызывает оптимизм и неподдельный интерес. Учитывая обширный опыт создания крупных развлекательных проектов в Интернет (сетевые игры с оригинальной концепцией, великолепной графической составляющей и захватывающим игровым процессом, которые снискали любовь сотен тысяч постоянных посетителей сети Интернет), можно смело утверждать – за дело взялись профессионалы.
Перед публикой Сергей Жуков прокомментировал нынешнюю ситуацию так:
«Российские артисты уже давно обратили свое внимание на Интернет, многие из них имеют собственные официальные сайты, а молодые музыканты используют все возможности глобальной сети для завоевания и укрепления своей популярности. Однако для серьёзного бизнеса в этом секторе требуется создание масштабных проектов, предлагающих пользователям большой выбор музыки, предоставляющих различные сервисы и одновременно сотрудничающих и с артистами, и с правообладателями. Только в данном случае музыкальная индустрия получит новый импульс в своем развитии. Но и тогда успех не гарантирован без высокого уровня культуры пользования легальной продукцией». |
Завершал пресс-конференцию Михаил Каменецкий – заместитель руководителя отдела маркетинга компании IRR. Г-н Каменецкий озвучил информацию относительно опрос-исследования, проведенного в рамках конкурса «Музыкальные джунгли». Основная цель исследования – изучение портрета потребителя цифровой музыки, выявление его предпочтений и отношения к музыкальному пиратству. На вопросы ответило около 3000 респондентов в возрасте от 17 до 55 лет.
Результаты исследования*
Все респонденты – любители музыки, которые слушают её буквально везде: дома, в метро, спортзале и даже на работе (57%). 81% аудиофилов использует для этого компьютер, 50% – музыкальный центр, 49% – MP3-плеер и 40% – автомагнитолу. Примечательно, что 77% всех опрошенных предпочитают в качестве носителя компакт-диск с MP3-записью. 27% участников опроса уже являются владельцами портативного CD-MP3-плеера, 22% имеют плеер на Flash и лишь 6% – на жёстком диске. Позиции MP3-формата непререкаемы, так как популярен он у 92% аудитории. На втором месте формат WMA (его качество удовлетворяет 54%), а на третьем – OGG (19%). Музыкальная коллекция большинства респондентов обновляется более 1 раза в месяц. 50% ежемесячно приобретают несколько новых музыкальных альбомов: 66% покупают MP3-диски в магазинах, 20% покупают музыку в Интернет, 67% переписывают ее у друзей, а 63% скачивают бесплатно. При этом 72% опрошенных ответили, что не считают пиратством копирование знакомым оцифрованных композиций с купленного ими легального диска.
В подтверждение тезисов специалистов, основная часть респондентов, более 70%, видят преимущество Интернета, прежде всего, в том, что там можно найти нужные композиции в необходимом количестве, а не покупать целый диск из-за нескольких песен, а также в том, что именно там можно отыскать уникальные и совсем новые композиции. Практически половина (47%) согласились с тем, что производители цифровых мобильных устройств не должны предусматривать технические решения, препятствующие нелегальному копированию файлов.
52% опрошенных отмечают, что у лицензионной музыки качество выше, чем у нелицензионной, а 46% признают, что её продажи способствуют развитию цивилизованного рынка музыкальной индустрии. Отрадно, что 48% пользователей глобальной сети, участвующих в исследовании компании IRIVER, признались, что не приобретают нелегальные композиции в Интернет.
* Исследование проводилось в сети Интернет в форме теста-опроса. |
Данные исследования косвенно намекают нам на то, что культуры пользования легальной музыкальной продукцией у нас так и не появилось…
Настроение масс и культура
Удивительны сами результаты – по данным опроса, почти половина пользователей сети не приобретает нелегальные композиции. Возникает закономерный вопрос – как удается 67% переписывать музыку у друзей, а другим 63% – скачивать бесплатно? Выходит, что половина респондентов откровенно лукавят. Да и те 20%, что покупают музыку в Интернет, почти всецело отдают свое предпочтение нелегальной продукции.
Прокомментировала ситуацию Татьяна Нетребенко – руководитель отдела маркетинга компании IRR:
«Нами был проведен соцопрос в Интернет. Исследование показало, что респонденты не гнушаются скачивать бесплатные композиции из Сети, а большинство респондентов не считают копирование музыки своим друзьям «пиратством», пусть бытовым и неосознанным. Многие пользователи онлайн-магазинов даже не задумываются о «правильности» скачиваемых и покупаемых ими треков. И это свидетельствует о том, что проблема уже отнюдь не в стоимости лицензионной музыки, а в самой позиции потребителя. Рынок контента может стать цивилизованным лишь тогда, когда сам пользователь имеет сложившееся отрицательное отношение к нелегальной музыке. Возможно, что Закон о защите авторских прав в Интернет, который должен вступить в силу в 2006 году, положит начало урегулированию ситуации» |
Аналогичная ситуация среди отдельно взятой исследуемой группы журналистов. Перед началом пресс-конференции всем посетителям были выданы обезличенные листы-опросники. А в конце мероприятия были обнародованы полученные результаты – результаты почти полностью совпали.
Выводы
Пресс-конференция ещё раз показала – в нашем обществе для многих людей интеллектуальной собственности не существует. Так же, как не существует культурного отношения к чужому труду.
Покупатель всегда «голосует» рублем, и приобретая нелегальную продукцию, вы отдаёте свой голос криминалу. Не сомневайтесь – с таких выплат не будет отчислений в государственную казну, и уж тем более за эти деньги никто не получит музыки в надлежащем качестве. Так зачем спонсировать воров, когда можно помочь производителям? Надеемся, что каждый ответит на этот вопрос для себя сам и сделает правильные выводы.
Оригинал статьи: "Музыкальное пиратство в России: страсти накаляются" на Ferra.ru