Предисловие
Не успел ATI Radeon X1800XT еще "обжить" рынок, как NVIDIA уже выпустила "орудие возмездия" в лице GeForce 7800GTX 512 Mb.
Казалось бы, большой необходимости в этом нет. Как вы знаете, Radeon X1800XT оказался не таким уж и серьезным соперником для 7800GTX. Да, в некоторых тестах преимущество есть, в некоторых нет, да и вообще результаты очень близки. Но, видимо, из-за нежелания не то что терять, даже делить "желтую майку лидера", NVIDIA выпустила очередную версию 7800GTX, приписав скромный на первый взгляд суффикс "512 Мб". Хотя вся общественность ожидала слова "Ultra", что было бы традиционнее и логичнее. Тем не менее, от суффикса "Ultra" компания решила отказаться. Что послужило причиной этого, можно только догадываться.
Если раньше продукты со словом Ultra в названии отличались от других только разогнанными частотами, то в случае с 7800GTX 512 Mb мы видим существенно отличающийся продукт.
Нижеприведенная таблица иллюстрирует сравнительные характеристики Radeon X1800XT GeForce 7800GTX и 7800GTX 512:
Xарактеристики |
RADEON X1800 XT |
GeForce 7800 GTX |
GeForce 7800 GTX 512 |
Ядро |
R520 |
G70 |
G70 |
Тех. Процесс |
90 нм |
110 нм |
110 нм |
Память |
256/512 МБ GDDR3 |
256 МБ GDDR3 |
512 МБ GDDR3 |
Пиксельных конвейеров |
16 |
24 |
24 |
Вершинных конвейеров |
8 |
8 |
8 |
Частоты GPU / память |
625/1500 МГц |
430/1200 МГц |
550/1700 МГц |
Шина памяти |
256 бит |
256 бит |
256 бит |
Как видите, у GeForce 7800 GTX 512 немного отличий от базовой GeForce 7800 GTX. И если наличие 512 Мб видеопамяти на плате еще можно списать на маркетинговые ухищрения и "королевский" статус GeForce 7800 GTX 512, то не считаться с существенно возросшими частотами уже не получится. Пусть частота видеопроцессора у GeForce 7800 GTX 512 и не дотягивает до частоты GPU Radeon X1800XT, но мы то знаем, что удельная производительность на мегагерц частоты GPU архитектуры G70 превосходит аналогичную у R520. Конечно, не последнюю роль в этом играет большее количество конвейеров у G70. Но, что имеем - то и имеем. Хотя, в реалиях нынешнего дня, уместнее будет сказать - "что имеем, то и разгоняем".
По всей видимости, NVIDIA к этому шагу готовилась уже давно, и очень тщательно. Отбор "лучших зерен" и создание на их основе эксклюзивных видеокарт - вполне обычная и довольно выгодная практика. Но обратите внимание, КАК это было сделано! Отборным видеопроцессорам - отборную память, решили в NVIDIA, и установили на видеоплату самую скоростную GDDR3 память, о которой до недавнего времени не даже было никакой официальной информации. Невероятная штатная частота в 1700 МГц, заставляла подозревать, что без разгона не обошлось и тут. Ну и в довершение ко всему штатный однослотовый кулер была заменен на мощную систему охлаждения от профессиональной линейки видеокарт Quadro на базе 7800GTX.
Как выглядит все это великолепие, вы можете видеть на нижеприведенных фотографиях.
Уже давно не вызывает удивления, что системы охлаждения для топовых продуктов выглядят монстрообразно, закрывают как правило всю PCB видеокарты, обладают достаточно большим весом и могут прилично шуметь.
Однако примененное решение хоть и отличается большими габаритами, обладает сравнительно небольшим весом и чрезвычайно низким уровнем шума. Дело в том, что основной материал - алюминий, а не медь, как можно было бы ожидать. Медный только сердечник, непосредственно контачащий с видеопроцессором. Высокая эффективность теплоотвода достигается за счет 4-х тепловых трубок, соединяющих медный сердечник и множество алюминиевых ребер, расположенных по обеим сторонам от вентилятора.
Установленный на видеокарту кулер отличается внушительными размерами и отменной производительностью. При этом, несмотря на "горячий пыл" видеокарты, от нее нет абсолютно никакого шума! А все потому, что скорость вращения вентилятора составляет всего-то около 1000 об/мин., но этого оказывается вполне достаточно, чтобы температура видеопроцессора не поднималась выше 80 градусов даже в периоды продолжительной максимальной нагрузки.
Обратная сторона видеокарты представляет интерес только тем, что на ней совершенно отсутствуют микросхемы памяти, и, как следствие, какая бы то ни была система их охлаждения. Если у вас возникли сомнения, как же можно уместить 512 Мб видеопамяти на одной стороне и сколько микросхем это займет, не переживайте. Секрет проще, чем мы думаем.
Как видите, чипов видеопамяти всего 8. Дизайн PCB, несмотря на очевидную схожесть с референсным 7800GTX, все же отличается от оригинала. И главной причиной является как раз таки использованная на 7800GTX 512 видеопамять.
На видеоплату установлены 512 Мбитные микросхемы памяти производства Samsung. Время выборки составляет 11 нс, что соответствует тактовой частоте 1800 МГц DDR. Как видим, никакого "разгона" видеопамяти нет и в помине, а NVIDIA даже немножко подстраховалась, установив штатную рабочую частоту видеопамяти "всего лишь" в 1700МГц DDR.
А вот и собственно видеопроцессор. Как видно из маркировки, перед нами инженерный образец, выпущенный на 34-й неделе этого года и имеющий ревизию A2. То есть никаких отличий в функциональности от своих собратьев на стандартных 7800GTX наблюдаться не должно. Вы уже обратили внимание на букву "U" в маркировке? :) Скорее всего, это лишь метка для отобранных процессоров с наилучшим частотным потенциалом. Но можно предположить и то, что решение не называть новую видеокарту именем Ultra, было принято чуть ли не в последний момент перед выпуском.
Функция VIVO реализована с помощью чипа Philips SAA7115HL, точно такого же, как и на стандартной 7800GTX.
Пришло время посмотреть, как покажет себя 7800GTX 512 в разгоне и тестах.