IT-война: мобилизация в Редмонде
Автор: Роман Георгиев
Опубликовано: 03 октября 2005 года
Источник: "Компьютерра"
Microsoft реорганизуется. Капитальные структурные изменения для этой компании - случай беспрецедентный, так что неудивительно, что в СМИ по этому поводу подняли шум.
Главный вопрос: зачем? Тут набор выдвигаемых мнений, в общем-то, один и тот же: Microsoft превратилась в динозавра, проседающего под собственным весом и с разросшимся бюрократическим аппаратом. Огромные ресурсы расходуются на организационные вопросы, которые, по сути дела, так и не решаются.
В опубликованной совсем недавно статье в Forbes.com и вовсе говорится, что Microsoft постиг "кризис среднего возраста"; основные доходы компания получает от программной продукции, которой уже много лет (Windows, Office), а новые проекты, в особенности Xbox и сетевые подразделения, приносят одни лишь убытки - и немалые.
В других источниках можно встретить и более радикальные высказывания: реорганизация Microsoft - это построение в боевые порядки. Компания готовится к войне. Со всеми разом. В первую очередь, с сетевыми гигантами, такими как Yahoo и, особенно, Google. Мол, Google воспринимается в Microsoft уже как главный конкурент...
О чём, кстати, красноречиво свидетельствует история с доктором Кай-Фу Ли, бывшим директором китайского подразделения Microsoft, махнувшим рукой и на компанию, и на условия трудового контракта, согласно которым Кай-Фу Ли не имеет права переходить на работу к прямым конкурентам Microsoft в течение года после своего увольнения по собственному желанию.
И вот тут возникает весьма закономерный вопрос: с какой стати Google оказался прямым конкурентом Microsoft? И с чего бы Microsoft с ним воевать?
Для начала следует повнимательнее взглянуть на ситуацию, в которой оказалась Microsoft, и попытаться разобраться, с чем именно связана реорганизация.
Построиться!
Итак, суть реорганизации состоит в следующем: все многочисленные большие и маленькие подразделения объединяются в три "армии" - Microsoft Platform Products & Services, Microsoft Business и Microsoft Entertainment & Devices. Во главе каждой армии будет стоять свой генерал, именуемый президентом (во главе Platform Products & Services их поначалу будет даже двое, до тех пор пока в конце 2006 года Джим Оллчин не покинет компанию). И все президенты будут подотчётны одному лицу - Стиву Баллмеру.
Что это означает? Очень просто, и даже очень близко к отечественным реалиям, правда, на уровне государства: выстраивается пресловутая вертикаль власти, прямолинейная структура, в которой ключевые решения будут, очевидно, спускаться сверху, для чего, как правило, такая вертикальная структура и нужна.
Если кто помнит, то в разгар скандала с Кай-Фу Ли выяснилось, что одной из причин его ухода из Microsoft стали излишне авторитарные наклонности редмондского начальства, зарубавшего на корню инициативы самого Кай-Фу Ли чуть ли ни только потому, что эти предложения исходили "снизу", в то время как начальство хотело всё держать под единоличным контролем.
Кай-Фу Ли удрал в Google. Вслед ему полетели разрывные снаряды исков - и против него самого, и против Google (хотя в итоге, похоже, Microsoft решила несколько смягчить позицию, тем более, что отношение в отрасли к Кай-Фу Ли довольно-таки неоднозначное).
Аналогичная история случилась с Марком Луковски, одним из создателей Internet Explorer, так же "утекшим" в Google ещё несколько лет назад.
Когда это произошло, главный полководец Microsoft Стив Баллмер аж стульями швырялся, и орал: "Я этот Google урою на хрен!"
На самом деле, в Microsoft наблюдается классическая "утечка мозгов", причём всё больше в направлении Google. Как остаётся на это реагировать руководству компании?
Наверное, всё-таки, не так: едва ли, ахнув стулом через весь кабинет, кого-то можно убедить остаться на прежнем месте. Более того, затеянное судилище Кай-Фу Ли в СМИ немедленно нарекли пропагандистской спецоперацией на тему: "Чтоб другим неповадно было". И это тоже не самый эффективный способ убеждения: если руководство компании проявляет диктаторские и параноидальные наклонности, мало кому захочется оставаться в этой компании.
Вот и бегут.
Инопланетная эволюция
Google - действительно компания в чём-то "инопланетная". За семь лет своего существования она разрослась до неприличных для столь юной организации размеров и пользуется ныне репутацией лидера мирового рынка поисковиков, самодержца на рынке контекстной рекламы, а что касается инноваций, то это вообще отдельная песня.
В ней-то, кстати, всё и дело: Google всё делает скрытно, тихо, без шума, пыли и кипежа. Официальная информация о новых разработках появляется только вместе с ними, причём народу они представляются уже в более-менее работоспособном виде, хотя и могут оставаться в состоянии "пожизненной бета-версии". Слухами аудиторию Google тоже особо не потчует и, вообще, представляет собой новоявленного "короля секретов", как несколько десятилетий назад называли некоторые европейские корпорации, державшие глухую информационную изоляцию до тех пор, пока это не стало невыгодным образом отражаться на их бизнесе.
Скрытность - плодородная почва для слухов. Некоторые из этих слухов, казалось бы, должны заставить руководство Microsoft покрыться нехорошим зелёным цветом и влезть на трубу. Чего стоят, например, упорные сплетни о том, что Google может разрабатывать свою операционную систему.
Встречные доводы о том, что Google это совершенно не нужно, и что, вообще-то, клиентские стороны его сервисов, доставляемых через Сеть, ориентированы на обладателей Wintel-платформ (т.е. PC-совместимых компьютеров под управлением Windows и с Internet Explorer на борту), слухов погасить не в состоянии (что естественно).
По-видимому, именно закрытость и, если угодно, хаотичная непредсказуемость деятельности Google в плане разработок новых сервисов (к тому же, бесплатных для пользователей) и пугает Microsoft пуще всего.
Что эти инопланетяне могут учинить в следующий раз? И пуще того, чего они НЕ могут?
Загадочность, как известно, нервирует.
Особенно, если у самой Microsoft есть обширные планы на...
...ту же епархию, где нынче бал правит Google.
А именно, на поиск в Сети, интернет-сервисы и т.д.
По прогнозам аналитиков, реорганизация Microsoft связана, в том числе, и с готовящимся "десантом на Церберон" - более активным наступлением на Сеть, чем раньше.
Проблема в том, что, как мы уже писали когда-то, новые проекты Microsoft - иллюстрация к академической истории неуспеха. Около 80% прибыли компании приходится на Office и Windows, и это самые главные победы Microsoft.
Всё остальное к победам отнести довольно трудно: по данным Forbes, Xbox, MSN, "беспроводные" подразделения плюс подразделение по разработке ПО для малого бизнеса за последние четыре года (то есть с 2001 г.) принесли Microsoft 7 миллиардов долларов убытков.
Да, не прибыли, а убытков. Цифра, конечно, не сопоставимая с общим объёмом капитализации Microsoft - более 240 млрд. долларов (по данным на 2003 год), но всё-таки сумма солидная.
Поисковик MSN, которым Microsoft обещала "убрать" и Google, и Yahoo, и всех остальных, принимает на себя лишь 13% запросов пользователей со всего мира - мягко говоря, негусто.
Присовокупим сюда ещё и устрашающие слухи, что разработка Windows Vista (ex-Longhorn) чуть ли не в тупик зашла, да и, собственно, опоздание на два года супротив первоначально задуманного срока тоже говорит о многом.
Бывшие работники Microsoft, в том числе высокопоставленные, говорят о том, что внутри корпорации идёт перманентная "внутривидовая борьба" за ресурсы. Естественно, внутренние склоки никогда не способствовали прогрессу. Вопрос в том, что даст выстраивание "вертикали власти" в Microsoft, и даст ли вообще.
Вместо промежуточного заключения
Осмелимся озвучить крамольнейшую мысль: прямого противостояния Microsoft с Google нет. У обеих компаний совсем разное происхождение, разные цели и разный подход к делу.
И ещё более крамольная мысль: сама идея противостояния Google и Microsoft в изрядной степени принадлежит ИТ-журналистам. Именно в СМИ завёлся шепоток, переросший постепенно в мантру, распеваемую на тысячу голосов: "Google - враг Microsoft".
Самое смешное, что мантра, так сказать, сработала. Противостояние (теперь) есть, по крайней мере, в узком сегменте, в котором пересекаются основные сферы деятельности обеих компаний, потому что, по крайней мере, для Microsoft интернет-поиск располагается где-то весьма далеко от основного профиля. Пока, во всяком случае. И как-то сомнительно, чтобы в ближайшее время ситуация особо изменилась, несмотря на наполеоновские планы, озвучиваемые ещё со времён появления Windows XP - насчёт поставок ПО Microsoft в виде сетевых сервисов и т.п.
Google этим успешно занимается (причём бесплатно), а Microsoft что-то пока не особенно торопится. А если и поторопится, то не факт, что результаты можно будет назвать успешными.
И при всём при этом складывается твёрдое ощущение, что первопричина декларируемой руководством Microsoft враждебности Google - это не реальное конкурентное соперничество, а потребность в некоем мобилизующем факторе, который позволил бы успешнее "встряхнуть" и расшевелить штат корпорации.
А что наилучшим образом подходит на роль такого тотального мобилизующего фактора?
Правильно, коварный и грозный внешний враг.