Гашетка CH Products USB FighterStick
Автор:
Николай Карташев
Опубликовано: 23.08.2005
Источник: "Компьютерра"
Компания CH Products делает игровые джойстики уже более 25 лет. В модельном ряду компании представлены три устройства, призванные помочь виртуальным пилотам в их нелегком деле управления виртуальными самолетами. К нам на тестирование попал флагманский продукт из линейки компании - FighterStick USB.
Джойстик упакован в большую коробку, на которой помещены фотография джойстика на фоне неба, логотип фирмы производителя, название модели и краткая информация об устройстве.
Джойстик, по уверениям производителя, является точной копией ручки управления истребителя F-16. Честно говоря, кроме как на фотографиях эту ручку я не видел. С фотографиями сходство определенно имеется. Весьма похож FighterStick USB и на знаменитый джойстик Thrustmaster HOTAS Cougar, который также выполнен по образу и подобию ручки управления в кабине F-16.
Джойстик имеет три оси и, в общей сложности, 24 кнопки: три обычные, одну кнопку переключения режимов, три четырехпозиционных шляпки и одну восьмипозиционную шляпку для изменения угла обзора. Джойстик выполнен из шероховатой пластмассы и отличается достаточно большими размерами. Основание джойстика лишено присосок, однако благодаря своим размерам не опрокидывается даже при резких маневрах. На основании расположены колесико управления газом и два колесика триммеров для управления элеронами и рулями высоты.
Вместе с джойстиком в коробке лежит диск с драйверами и программой-менеджером, а также краткая инструкция по установке во всех поддерживаемых производителями операционных системах, в которые входят Windows 98, 98 SE, ME, 2000, XP, установка возможна также в Mac OS версии 8.6 и выше. Несмотря на то, что джойстик копирует ручку современного истребителя F-16, в оформлении меню автозапуска использованы фотографии самолетов времен Второй мировой войны.
Помимо драйверов и программ для устройств на USB, диск также содержит программы для устройств, подсоединяемых через игровой порт. Их компания больше не выпускает, и такая забота о потребителях не может не радовать, хотя при этом производитель предупреждает, что устройства на USB и игровом порте не комбинируются, так что данный ход все-таки остался для меня загадкой.
Сама установка прошла без проблем, система обнаружила джойстик, и после установки драйверов тот уже был готов к работе. Неудобство может вызвать только то, что в Windows 98 потребовалось вставлять диск с дистрибутивом. Windows XP сразу распознала устройство даже без установки драйверов, однако для того чтобы получить доступ к дополнительным возможностям с диска необходимо установить программу Control Manager. Посредством этой программы игрок получает доступ к 192 программируемым функциям кнопок. Утилита позволяет писать скрипты для джойстика, однако для этого игроку придется изучить инструкцию по языку их написания, размещенную в отдельном файле помощи.
Манипулятор можно запрограммировать на три независимых режима, переключение между которыми в ходе игры осуществляется кнопкой, расположенной на правой стороне ручки. О смене режима сигнализируют разноцветные светодиоды. Программа позволяет также калибровать джойстик: отстроить кривые отклика, мертвую зону и чувствительность каждой оси в отдельности.
После калибровки какие-либо подрагивания у курсора на экране отсутствовали. При отклонении рукоятки по осям курсор на экране строго повторял ее движения. Колесики, отвечающие за сектор газа и триммеры, тоже работали корректно. Как уже отмечалось выше, рукоятка большая, что является прямым следствием реалистичности имитации ручки управления в F-16. Но из-за этого обхватить ее рукой целиком получится не у всех, и в ходе игры придется перемещать руку вверх-вниз. Впрочем, ощущение дискомфорта проходит достаточно быстро. К недостаткам, вызванным копированием ручки реального самолета, также можно отнести то, что джойстик рассчитан только на правшей, левши же в процессе игры будут непроизвольно нажимать кнопки-шапки расположенные с левой стороны рукоятки.
Но больше всего в джойстике огорчило малое возвращающее усилие рукоятки. Оно подобрано так, чтобы при отпускании ручки она возвращалась в центральное положение, однако противодействия движениям руки практически нет. Возможно, благодаря этому после игры в течение многих часов подряд рука у виртуального пилота не будет отваливаться. К тому же, небольшое усилие является одной из причин, по которой джойстик не перемещается по столу при резком отклонении. Однако я все же привык к более тугой рукоятке. Для тех, кто тоже сочтет это недостатком, есть возможность присмотреть себе другие пружины в интернет-магазине фирмы производителя.
Кнопки не отличаются большой жесткостью, так что у меня в ходе игры они иногда нажимались сами собой, однако по мере привыкания руки эта проблема стала возникать реже. Стоит отметить также, что кнопка переключения запрограммированных режимов по умолчанию распознается как обычная кнопка №3. В отсутствие запрограммированных режимов ее можно использовать как обычную кнопку, при этом по горящему в данный момент диоду можно, например, судить о том, сколько ракет или бомб было выпушено по цели. Этой возможностью я воспользовался в Ил-2, "повесив" на кнопку пуск реактивных снарядов, я с большей точностью определял количество оставшихся ракет и, в результате, не сделал ни одного лишнего захода на цель. Раньше при сильном противодействии зениток и истребителей противника счет боевых заходов и выпушенных в них боеприпасов у меня терялся, особенно когда самолет начинало болтать от полученных повреждений. Светодиодная индикация хорошо решает эту проблему.
Колесико управления газом крутится хорошо, но не имеет фиксированных положений в центре и отметки о переходе на форсаж. В свою очередь, колесики-триммеры вращаются туго, что является плюсом, и имеют фиксированное положение в центре. Углы отклонения рукоятки по обеим осям большие. Чувствительность при малых углах отклонения также на высоте, а шероховатая пластмасса практически исключает соскальзывание руки.
Игра с новым манипулятором требует привыкания, поэтому посадить самолет в Ил-2 с первого раза у меня не получилось. После некоторых тренировок я-таки добился своего, а после полного привыкания к FighterStick USB пилотирование стало намного изящнее и плавнее. Благодаря большому количеству кнопок на джойстике почти полностью отпадает необходимость в использовании клавиатуры. Из-за необходимости перемещать руку с джойстика на клавиатуру раньше я частенько пренебрегал закрылками даже при посадке. Когда же выпустить их оказалось плевым делом, я стал использовать их намного активнее.
В случае использования джойстика с рукояткой сектора газа той же фирмы кнопок становится еще вдвое больше, и на клавиатуре можно оставить лишь вспомогательные функции, которые почти не используются во время полета.
Несмотря на некоторые мелкие недостатки вроде мягких пружин, джойстик оставляет чрезвычайно хорошее впечатление. Управлять самолетами с его помощью приятно и удобно в обоих использованных при тестировании авиасимулятрах: "Ил-2. Забытые сражения" и "Lock-On. Современная боевая авиация". Джойстик прекрасно себя проявил даже в таком аркадном развлечении, как "Крылатая мясорубка". В этой игре джойстик работает в "цифровом режиме" и, по сути, ничем не отличается от стандартных клавиш со стрелками. Однако использовать рукоятку со множеством удобно расположенных кнопок намного приятнее, чем стучать по обычным клавишам.
Подводя итог, можно сказать, что этот игровой манипулятор, вне всякого сомнения, является серьезным продуктом, стоящим своих денег ($150 на сайте компании-производителя).