[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]


Какие колонки выбрать ?

Автор: Андрей Кузнецов

Звуки сопровождают нас всю жизнь: от рождения до смерти. Звуками пронизано все окружающее пространство. Прекрасные и неприятные, громкие и чуть слышные, они составляют неотъемлемую часть нашего бренного существования. Но хочется, чтобы звуки, доставляющие нам радость и удовольствие, звучали как можно лучше и чище. Все это в полной мере относится к бесчисленной армии компьютерных энтузиастов, среди которых множество матерых геймеров и меломанов. Игрок в Quake вздрогнет от испуга, внезапно услышав тяжелое сопение очередного монстра сбоку или сзади. Да так, что от неожиданности и реализма происходящего рука выпустит мышь. Ценитель музыки захочет прочувствовать мощь басов тяжелого металла любимой рок-группы или все оттенки вокала своего оперного кумира.

Появляются все новые игры со сложными сценариями, специально написанной музыкой и неиспользовавшимися ранее аудиоэффектами. С другой стороны, на нашем рынке, помимо чисто аудиодисков, появляется все большее количество компьютерных аудиодисков на любой вкус. Можно найти все, что душе угодно: от строгой классики до современной "попсы". К тому же завоевывающий монопольное положение стандарт аудиозаписи MP3 дает возможность счастливому обладателю компьютера сэкономить приличную сумму денег за счет того, что один компьютерный диск способен вместить все аудиоальбомы группы "Deep Purple", например. Программа Winamp обойдется вам даром. Дело остается лишь за тем, как же добиться на практике от всего этого изобилия чистого звука. Здесь проблема распадается на две. Звук, безусловно, будет зависеть от имеющейся у вас звуковой карты с ее конкретными техническими параметрами. Да и такой субъективный фактор, как наводки на нее внутри корпуса, и то, как вы будете с ними бороться, может сказаться на воспроизводимом звуке. Но в этой статье мы остановимся несколько на другом. Дело в том, что даже при идеальном звуке на выходе аудиокарты мы его не всегда сможем услышать из-за неправильно выбранных под конкретные потребности акустических систем для компьютера.

Колонки для компьютера

Рассматривая акустические системы для персональных компьютеров, сразу следует отметить, что в целом они, как правило, проигрывают аналогичным системам для Hi­Fi музыкальных центров. Просто они реализуют только одну из функций компьютера, причем не основную. На них также в большей степени действуют ограничения по габаритным размерам. Невозможность размещения низкочастотного динамика достаточно большого размера приводит к ухудшенному воспроизведению басов. Часто в мультимедийных акустических системах используется единственный полнодиапазонный динамик, что тоже не дает получить действительно качественный звук. В подавляющем большинстве акустических систем, продающихся на нашем рынке, число динамиков не превышает двух.

Впрочем необязательно ограничиваться двумя динамиками. Вообще говоря, с учетом быстрого прогресса в области синтеза объемного звука такая конфигурация постепенно будет уходить в прошлое. Для реализации трехмерных аудиоэффектов требуются системы, состоящие из четырех или даже шести колонок. Под низкие частоты (басы) в высококачественных системах обычно отводятся отдельные колонки. Однако акустические системы высокого уровня обычно стоят достаточно дорого, зачастую дороже, чем звуковые карты. Высокая цена нередко заставляет пользователя выбирать более привычные двухколоночные конфигурации звуковых систем. Причем проявляется это во всем мире. Недаром производители микросхем для построения звуковых карт для повышения привлекательности своей продукции пытаются решить проблему вывода объемного звука на стандартной аудиосистеме из двух колонок.

Ранее активно обсуждались два типа колонок: активные и пассивные. Пассивные колонки существенно дешевле, т. к. представляют собой просто динамики в корпусе. Для работы они используют маломощный усилитель на звуковой карте. Это приводит к тому, что громкость зачастую можно регулировать только программными средствами (т. к. собственного регулятора большинство карт не содержит). Кроме того, встроенный усилитель плохо приспособлен к выводу качественной музыки: его удел обеспечивать работу наушников. За счет наводок от других компонентов звуковой карты и прочих комплектующих применение встроенного усилителя вносит в получаемый звуковой сигнал дополнительные помехи, особенно на большой громкости. Активные же колонки всех этих проблем лишены: они имеют собственный, достаточно качественный усилитель и отдельное питание. В результате активные колонки способны получать сигнал с линейного выхода звуковой карты, где дополнительные помехи отсутствуют. Все это привело к тому, что пассивные колонки стали антикварной редкостью. Сейчас их практически никто не производит и не продает.

Что и как мы тестировали

Итак, колонки нужны - не пользоваться же наушниками. Причем нужны даже тем пользователям, которые никогда не задумывались о модернизации аудиосистемы, если, конечно, они планируют слушать качественный звук. Им в ближайшем будущем придется, по крайней мере, докупать дополнительные колонки, а может быть (особо привередливым), вообще менять все, что есть. Поэтому мы решили посмотреть, что из этого оборудования можно купить сейчас.

Прежде чем начать отбирать материал, мы решили ограничить ценовой диапазон: поразмыслив, решили остановиться на $100. Дело в том, что более дорогие модели колонок вряд ли понадобятся обычному пользователю, профессионально не занимающемуся музыкой. Кроме того, данная цифра является и некоторым психологическим барьером: тяжело выкладывать за колонки стоимость мощного центрального процессора, если неизвестно, чем это поможет в жизни. Тем же, кому жизненно важно высокое и сверхвысокое качество звука, рекомендации давать тяжело: они и так знают, что им больше всего подойдет. Может быть, вместо того, чтобы покупать дорогие компьютерные колонки ($200 и более), лучше приобрести комплект из усилителя и акустической системы для бытовой музыкальной техники.

И еще одно замечание по поводу тестирования. Специальных технических измерений нами не проводилось: инструментами служили лишь уши. В силу этого мы не расставляли никаких оценок и не пытались жестко указать, что есть хорошо, а что есть плохо. Стоит лишь отметить, что все прослушанные нами колонки звучали вполне удовлетворительно, никаких особых претензий к качеству каких-либо из них у нас не осталось.

Кандидаты на покупку

Мультимедийные акустические системы фирмы JAZZ HIPPSTER давно известны на нашем рынке. Корпус модели J­707 выполнен из настоящего дерева, что особенно ценится истинными гурманами звука, обладает приличным запасом мощности и хорошей передачей низких частот. Модель J­818AV имеет нетрадиционный угловой дизайн (с корпусом, также выполненным из дерева). Сами колонки могут немного поворачиваться на своих подставках. Элементы управления в колонках этого семейства находятся на тыльной стороне корпуса. Это делает дизайн более строгим и классическим, но иногда затрудняет оперативное изменение настроек.

Фирма QUICKSHOT также является одним из "старожилов" российского рынка (причем не только в плане колонок). Колонки SOUND FORCE 500 способны удовлетворить пользователя начального уровня. Дизайн допускает размещение в горизонтальном положении. Модель SOUND FORCE 550 является как бы более продвинутым вариантом предыдущей по мощности и диапазону передаваемых частот. SOUND FORCE 660 обеспечивает, в отличие от своих предшественников, лучшее воспроизведение звука за счет наличия двух динамиков и специального дизайна для улучшения воспроизведения низких частот.

Линия колонок марки DEFENDER представлена в нашей стране десятью моделями в ценовом диапазоне от $17 до $70. Данные акустические системы могут удовлетворить запросы основной массы пользователей. Все они попали в наш обзор. Есть простые колонки с одним динамиком и более продвинутые комплекты с сабвуфером. Можно и просто приобрести один сабвуфер. Всю эту линию объединяет дизайн в одном стиле.

Акустические системы от CREATIVE представлены в нашем обзоре двумя системами. Причем первая из них - CSW 50 - является достаточно стандартной (в общепринятом смысле этого слова), а вторая - PC Works - вызывает повышенный интерес. Разработанная и изготовленная фирмой Cambridge Soundworks Inc. для Creative, она состоит из сабвуфера и четырех колонок. По задумке Creative этот комплект станет самым правильным выбором, если вы приобрели или собираетесь приобрести Sound Blaster Live. Владелец данного комплекта сможет полностью насладиться эффектом окружения звуком.

Акустические системы PRIMAX Mediastorm мощностью 240 Вт (PMPO) являются классическим примером двухполосных колонок, способных удовлетворить повседневные запросы подавляющего большинства пользователей как в сфере игр, так и в музыке.

Колонки SAMSUNG SMS-8320 отличаются своеобразным дизайном. Выполнены они в виде двух бокалов или кубков.

Колонки "Typhoon", произведенные в Китае, предназначены для владельцев, не слишком требовательных к музыкальным тонкостям. Особенностью "Typhoon" является то, что питание они получают с переходника, одеваемого на конец силового кабеля, подключаемого к корпусу компьютера. Такое оригинальное решение очень помогает справиться с нехваткой розеток для питания компьютера и периферийной аппаратуры.

Колонки SP-525, производитель которых не указан (что заставляет думать о какой-нибудь из небольших китайских фирм, т. к. обладатели раскрученных торговых марок никогда не упускают случая поместить оную на свою продукцию), являются, так же, как предыдущие, колонками начального уровня. Со своими задачами справляются хорошо, стоят недорого. Для тех, кто не страдает снобизмом, будут хорошим выбором.

Акустические системы S 700 производства Denco International на нашем рынке являются "пробой пера" для фирмы, ранее в основном занимавшейся проектированием и производством корпусов для компьютеров. Похоже, что первый блин вышел далеко не комом.

Как сделать покупку и не ошибиться

Провести абсолютно объективное тестирование компьютерных колонок практически невозможно: одинаковые по всем выражающимся в цифровой форме параметрам, колонки могут звучать очень по-разному. Расставлять оценки просто "на слух" тоже занятие неблагодарное: уши-то у всех разные, да и многое зависит от планировки помещения, в котором будут использоваться колонки. Поэтому, кроме описания акустических систем, которые были проверены нашей тестовой лабораторией на "профпригодность", мы решили привести некоторые рекомендации по выбору колонок, продиктованные самой жизнью.

Если вы решили выбрать мультимедийные колонки для своего компьютера, уже содержащего звуковую карту, помните о том, что если карта имеет качество среднее или низкое с низким отношением сигнал/шум и шипящим усилителем, то покупка дорогостоящих "супер­пупер" колонок не поможет. Верно то, что плохие колонки способны испортить звук от самой что ни на есть профессиональной карты, но верно и другое: самая дорогая аудиосистема поможет дешевой аудиоплате, как мертвому припарки. Чистого звука вы все равно не получите, и деньги будут потрачены зря. Подумайте: для чего вам нужны колонки. Если они нужны просто как способ повышения информативности при работе с компьютером и вы не слишком большой любитель убивать время за играми и прослушиванием арий Лучано Паворотти, то можно обойтись и обычными колонками с широкополосным динамиком по 4 Вт на канал. Если же вы чувствуете в себе настоятельную потребность ощущать реализм происходящего в играх и являетесь тонким ценителем музыки, то необходимость покупки колонок как минимум с двумя динамиками большой мощности неизбежна. Хорошим дополнением к колонкам может стать и сабвуфер, улучшающий передачу низких частот. Приобретение дорогостоящих звуковых плат само собой вызывает и потребность в покупке столь же качественных и не самых дешевых акустических систем, позволяющих реализовать все их достоинства.

При выборе мощности ваших колонок обратите особое внимание на то, в каких единицах она указана: в отличие от школьной физики, в звуковой аппаратуре ватты бывают разными. Если производитель указал мощность в PMPO (Peak Music Power Output), то ее реальная мощность в более привычных с "застойного" периода ваттах системы DIN будет в 8-10 раз меньше. Указанная по PMPO мощность достигается при максимально возможном уровне сигнала, но сопровождается слишком значительными искажениями звука, препятствующими нормальному прослушиванию без хрипов и дребезжаний. Более соответствует реальности показатель мощности, указанный в RMS (Root Mean Square), что является номинальной выходной мощностью, когда сигнал из динамиков идет без искажений. Проверьте заявленный диапазон воспроизводимых частот (устраивает ли он вас).

Желательно, чтобы приобретаемые колонки имели раздельную регулировку по высоким и низким частотам, индикатор включения в сеть, регулировку баланса и вход для подключения наушников. Без последнего можно обойтись, если точно известно, что наушниками пользоваться не придется, но в любом случае этот разъем не повредит. Перечисленные элементы управления дадут дополнительное удобство в повседневной эксплуатации. Если колонки будут иметь магнитное экранирование, это позволит избежать наводок на экран монитора и близлежащую бытовую электротехнику. Так что экранирование - далеко не дань моде, особенно если рядом с компьютером обычно находится радиоприемник или комнатная антенна телевизора.

Подключая колонки к звуковой карте, не забывайте о том, что большая часть звуковых карт имеет два выхода: линейный "Line Out" и тот, который обозначен как "Speakers". В последнем случае сигнал идет через усилитель на звуковой карте. Если он не самый тихий, то чистого звука не получится, как бы хороши ни были колонки. Иногда попадаются аудиокарты, где выход на колонки один и сигнал всегда идет через усилитель. Но, как правило, в этом случае усилитель можно отключить (с помощью джамперов на плате или программным путем). Если же усилитель не выключается (это можно определить по документации к карте), что нередко встречается в дешевых моделях звуковых адаптеров, стоит серьезно задуматься о смене карты.

И, наконец, самое главное. Даже если вы, выбирая себе акустические системы, изучите море каталогов и перелопатите сотни сайтов Internet с техническими параметрами и ценами, не стоит забывать и о личных индивидуальных ощущениях. Лучше попытаться послушать возможные варианты приобретения самому и составить собственное мнение. Если позволяет ситуация (например, фирма­продавец производит возврат 100% денег при отказе от покупки), слушать все следует дома. В таком случае вы будете иметь точную информацию о том, как выбранная система звучит в вашем конкретном случае. Будет очень обидно, если сделанная по чьей-нибудь рекомендации покупка на поверку окажется совсем не тем, чего хотелось. На вкус и цвет, как говорят, товарищей нет.

Ну и напоследок: помните о том, что самые высококачественные колонки не могут быть самыми дешевыми. Существует определенная взаимосвязь между ценой и качеством. Правда, эта зависимость (к счастью или к сожалению - кому как повезет) не всегда бывает линейной, но в любом случае не ждите от двухсотрублевых колонок качества двухсотдолларовых.


[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]