[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]


Голосовые возможности современных модемов

Автор: Максим Потапов

Представьте себе: звонит телефон, но вы не поднимаете трубку -- поступающие вызовы обрабатывает ваш ПК. На экране появляются данные об абоненте, которые компьютер получает от АТС еще до начала третьего звонка. Затем вы либо отвечаете на звонок с помощью микрофона и акустической системы ПК, либо в случае вашего бездействия за работу "берется" электронный секретарь: он может записать голосовое сообщение или принять факс. Если вас не оказалось на месте во время важного звонка, компьютер отыщет вас -- по телефону или пейджеру -- и предложит прослушать поступившее сообщение. Все это выглядит замечательно, не правда ли? Тем более что эти и другие удобства доступны уже сегодня благодаря голосовым функциям модема.

Современные модемы, поддерживающие скорость передачи данных 33,6 или 56 Kbps, мало чем отличаются друг от друга в плане производительности или набора базовых функций. Чтобы привлечь внимание к конкретным моделям, разработчики оснащают их различными дополнительными возможностями, в том числе и так называемыми "голосовыми". Последние позволяют применять компьютер в качестве автоответчика или автоинформатора, создать систему голосовой почты с удаленным доступом, воспользоваться автоматическим определителем номера (АОН) и многое другое. Голосовыми эти функции называются потому, что в их основе лежит способность модема различать тип входящего звонка (данные/голос/факс) и поддерживать на аппаратном уровне алгоритмы оцифровки звука и его сжатия. Роль источника звука здесь играют телефонная линия, встроенный или внешний микрофон, телефонный аппарат. Воспроизводится звуковой сигнал с помощью динамика модема, акустической системы ПК или же передается в телефонную линию. Оцифрованные голосовые сообщения обрабатываются и сохраняются компьютером.

Важно отметить, что голосовые возможности модема в полной мере реализуются лишь с помощью специального программного обеспечения. Поэтому вместе с драйверами модемы комплектуются набором коммуникационных программ и утилит -- в зависимости от стоимости варьируется набор предоставляемых функций. В этом обзоре мы перечислим основные возможности, характерные для самых популярных современных моделей.

Speakerphone

Простейшее применение голосовых возможностей модема -- использование его в качестве обычного телефона. Ответив на звонок и обнаружив голосовой сигнал, модем передает управление соответствующей программе. "Поднятие трубки" осуществляется одним щелчком мышки, после чего активизируется режим Speakerphone, позволяющий вести телефонный разговор с помощью динамика и микрофона. Так как Speakerphone поддерживает полнодуплексную связь, можно одновременно говорить и слышать при этом собеседника.

Управление осуществляется с помощью удобного графического интерфейса, который копирует внешний вид обычного телефонного аппарата: множество ячеек для скоростного набора номера, сохранение последних набранных телефонных номеров, регуляторы громкости динамика и микрофона, информативный дисплей и пульт управления автоответчиком.

Некоторые новые модемы, например GVC 1156V/R21 ("Домашний ПК", № 3, 2000), работают в режиме Speakerphone и записывают сообщения даже при выключенном компьютере. Это оказывается возможным благодаря совмещению двух отдельных устройств в одном корпусе: автоответчика, управляемого с помощью кнопок на передней панели, и собственно голосового модема. Такое решение является скорее экзотикой, так как обычный подход к реализации этих функций заключается в создании "электронного секретаря" на базе голосового модема и ПК.

Голосовая почта
и электронный секретарь


тандем "голосовой модем + ПК" может потягаться с самыми изощренными офисными и тем более домашними коммуникационными "комбайнами". Говоря об устройствах для домашнего офиса, такое сочетание проигрывает разве что живому секретарю.

Обычно все режимы работы электронного секретаря реализованы в одном коммуникационном пакете, который поставляется вместе с модемом. Такие программы содержат весь набор функций, необходимых для удовлетворения потребностей отдельного пользователя, в то время как для профессионального применения в масштабах отдела требуются более мощные программные продукты, такие, как Symantec TalkWorks PRO.

Название "голосовая почта" обусловлено тем, что входящие звуковые сообщения преобразуются модемом в цифровой формат и записываются на жесткий диск в специальные "почтовые ящики". Отсюда первое преимущество перед обычными автоответчиками: количество и продолжительность сообщений ограничиваются лишь объемом винчестера и составляют обычно десятки часов, в то время как емкость аудиокассеты автоответчика -- 60--90 минут.

Другое преимущество заключается в том, что голосовую почту можно настроить отдельно для каждого члена семьи (сотрудника). В приветствии указываются номера личных "ящиков", так, чтобы сообщение могло попасть конкретному человеку. Каждый пользователь волен добавлять собственные приветствия и даже надиктовывать несколько таких фраз, которые могут воспроизводиться по расписанию. Для прослушивания предназначенной вам информации необходимо лишь ввести в тоновом режиме номер ящика и пароль.

Удаленный доступ и управление -- еще одно огромное преимущество компьютерной системы. Дозвонившись до коммуникационного центра, можно не только прослушать поступившие сообщения, но и получить факс, изменить приветствие, ввести номер телефона для уведомления о пришедших сообщениях и даже послушать, что происходит в комнате, где находится модем. Кроме того, система оперативно уведомит пользователя о новых звонках, поступивших за время его отсутствия, -- извещение можно получить по телефону, факсу либо пейджеру. Таким же образом электронный секретарь может рассылать звуковые сообщения произвольным адресатам, выполняя роль автоинформатора.

И не стоит волноваться о необходимости постоянно держать компьютер включенным: Windows 95/98 переведет ПК в энергосберегающий режим, после чего тот сможет "проснуться" от телефонного звонка.

Caller ID/АОН

наконец, компьютерный коммуникационный центр отслеживает звонки и выдает отчеты с указанием почтового ящика, куда попало сообщение, а также о запросах "факса по требованию". При прослушивании записей можно использовать систему приоритетов, выделяя с ее помощью "важных" людей. Интересно, что даже если звонивший не оставил сообщения, система, тем не менее, может послать извещение о номере или имени абонента и времени звонка. Для этих и других функций электронного секретаря необходима информация о номере звонившего абонента, для ее получения и используются функции Caller ID или АОН.

Caller ID является дополнительной услугой АТС, и в будущем станет предлагаться и нашими телефонными узлами. Суть ее состоит в том, что АТС определяет номер звонящего абонента и сообщает его уже после первого звонка, так что вы можете увидеть на табло телефонного аппарата (или в нашем случае -- на экране компьютера) номер абонента и его имя, если оно имеется в адресной книге. На сегодняшний день у нас для этой цели используются автоматические определители номера (АОН), которые сами запрашивают у АТС эту информацию.

Если в случае с Caller ID приходится платить за дополнительную услугу АТС, то в случае с АОН -- за дополнительное приспособление или программное обеспечение. По своей функциональности компьютерные АОНы превосходят любые бытовые устройства, и на их основе разрабатываются комплексные продукты с функциями телефона и электронного секретаря.

Среди прочих "особенных" преимуществ модемов производители выделяют поддержку IP-телефонии, для чего их комплектуют специальным программным обеспечением. Но здесь эти устройства выполняют лишь свою обычную функцию -- передают данные, и их голосовые возможности не задействуются. То же самое можно сказать и о многопользовательских играх, голосовых чатах и видеоконференциях. Все это -- "голосовые" достижения Internet, и они заслуживают отдельного рассмотрения. Что касается модемов, то вышеперечисленные голосовые возможности наряду с новейшими протоколами передачи данных являются обязательными атрибутами этих устройств, которые станут основой домашнего коммуникационного центра на долгие годы.


[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]