Russian
LinkExchange Banner Network
Russian LinkExchange Member
 

Frequently Asked Questions (Часто Задаваемые Вопросы)

по звуковым картам Sound Blaster AWE

Создан: 22.11.97

Последняя модификация: 29.07.98

Автор: Евгений Музыченко (Eugene Muzychenko)

2:5000/14@FidoNet, music@spider.nrcde.ru

Copyright (C) 1996-97, Eugene V. Muzychenko

Все права в отношении данного текста принадлежат автору. При воспроиз-

ведении текста или его части сохранение Copyright обязательно. Коммер-

ческое использование допускается только с письменного разрешения авто-

ра.

При наличии изменений с момента последней публикации они отмечаются

знаком ">-".

----------------------------------------------------------------------

- Какие звуковые карты называются Sound Blaster?

Так называются только карты производства Creative - фирмы, состоящей

из основной - Creative Labs, и научно-исследовательской - Creative

Technology. Sound Blaster - одна из торговых марок Creative. Для всех

остальных карт используется обозначение "Sound Blaster Compatible" -

"Совместимая с SB". Везде, где речь идет о Sound Blaster, должна под-

разумеваться только продукция Creative, иначе используется обозначение

Sound Card.

----------------------------------------------------------------------

- Что обозначает аббревиатура AWE?

Advanced Wave Effects (передовые волновые эффекты) - технологию синте-

за звука, используемую в таблично-волновом синтезаторе EMU8000. Аббре-

виатурой AWE принято обозначать группу карт, в состав которых входит

EMU8000 - в виде отдельной микросхемы или интегрированный в общую мик-

росхему, однако AWE32 или AWE64 - часть обозначения конкретной серии

карт, имеющих общее название "Sound Blaster AWE32", "Sound Blaster

AWE64". Например, карта SB 32 PnP версии 3670, содержащая интегриро-

ванный с системой управления EMU8000, на микросхеме которого написано

"AWE", не является картой AWE32 или AWE64, а имеет собственное обозна-

чение - "Sound Blaster 32 PnP".

В группу AWE входит три серии карт: SB AWE32, SB 32 и SB AWE64.

Цифры в названиях AWE32 и SB 32 происходят от количества голосов син-

тезатора EMU8000; цифра в названии AWE64 происходит от добавления к

ним еще 32 голосов программного синтезатора WaveSynth/WaveGuide, кото-

рый представляет собой эмулятор, работающий через цифровой тракт кар-

ты. Аппаратных голосов в AWE64 по-прежнему 32. Все карты группы AWE -

16-разрядные, с интерфейсом ISA.

----------------------------------------------------------------------

- Какие существуют основные разновидности AWE-карт?

SB AWE32 - первая модель карты этого типа. Содержит ОЗУ на 512 кб,

разъемы для установки SIMM, разъем для дочерней платы и сигнальный

процессор CSP (Creative Sound Processor), называемый также ASP, облег-

чающий сжатие звука и распознавание речи.

SB AWE32 Value - упрощенный и удешевленный вариант AWE32. Не имеет

CSP, разъемов для SIMM и дочерней платы.

SB 32 - модель, выпущенная вместо Value. Не имеет CSP, ОЗУ и разъема

для дочерней платы, однако имеет разъемы для SIMM.

SB AWE64 Gold - обновленная модель AWE32. Содержит ОЗУ на 4 Мб, расши-

ряемое специальными модулями памяти, качественные 18-разрядный ЦАП и

усилитель. Не имеет разъема для дочерней платы и IDE-интерфейса.

SB AWE64 Value - удешевленный вариант AWE64 Gold. Содержит ОЗУ на 512

кб, обычные ЦАП и усилитель. Разъема для дочерней платы также не име-

ет. Все модели, кроме CT4380, не имеют IDE-интерфейса.

 

Каждая карта Creative Labs выпускаются в нескольких модификациях, от-

раженных в коде модели (CTxxxx), нанесенном краской на саму плату:

CT2760 - AWE32, интерфейс MultiCD, микросхемы 1741/1745.

CT3900 - AWE32, интерфейсы IDE и Panasonic, микросхемы 1741/1745.

Субъективно - лучшая модель в серии AWE32.

CT3910 - AWE32 Value, интерфейс IDE, микросхемы 1741/1745.

CT3990 - AWE32 PnP, интерфейс IDE, микросхемы 1741/1745.

CT3930 - SB 32, первый вариант (не PnP), на микросхеме Vibra16 (2501).

Партии выпуска весны-лета 1995 могут иметь дефект - громкие раскатис-

тые щелчки в канале EMU8000.

CT3600 - SB 32 PnP, на микросхеме 2502. Субъективно считается лучшей

по звучанию в серии SB 32.

CT3620 - SB 32 PnP, на классическом наборе микросхем 1741/1745.

CT3670 - SB 32 PnP, разработанный на основе AWE64 (микросхемы

8903/1745T).

CT4380, CT4381 - AWE64 до переименования в Value (микросхемы

8903/1745T).

CT4390 - AWE64 Gold, первый вариант (микросхема 8903).

CT4500, CT4501 - AWE64 Value, первый вариант (микросхемы 8903/1745T).

CT4520 - AWE64 Value, второй вариант (микросхема 8920).

 

Во всех версиях карт установлено одно и то же ПЗУ с базовым набором

самплов (General MIDI) объемом 1 Мб.

----------------------------------------------------------------------

- Каковы структура и возможности синтезатора EMU8000?

Микросхема EMU8000 разработана фирмой E-mu Systems, впоследствии во-

шедшей в состав Creative, и применяется также в популярной модульной

рабочей станции E-mu Emulator 4x.

EMU8000 представляет собой специализированный DSP, имеющий 32 вирту-

альных звуковых канала (голоса). Каждый канал состоит из генератора

звука, выбирающего отсчеты самплов из ПЗУ или ОЗУ, двух 6-стадийных

генераторов огибающей (delay, attack, hold, decay, sustain, release),

двух генераторов низкой частоты (LFO), управляемого резонансного филь-

тра и блока эффектов reverb/chorus. Для модуляции сигнала по амплитуде

могут использоваться LFO1 и Env2, по частоте - Env1 и оба LFO, для уп-

равления частотой среза фильтра - Env1 и LFO1. Тип эффекта (reverb,

chorus, delay) устанавливается общим для всех, глубина каждого из эф-

фектов устанавливается отдельно для каждого голоса.

В EMU8000 используется адресное пространство 16-разрядных слов общим

объемом 32 Мб; первые 4 Мб зарезервированы для ПЗУ, поэтому ОЗУ может

иметь объем не более 28 Мб. В памяти хранятся монофонические 16-раз-

рядные самплы в формате Intel (младшие байты имеют меньший адрес).

Для каждого сампла задан основной тон - высота, на которой он звучит

при дискретизации с частотой 44.1 кГц. Если сампл записан на этой же

частоте - его основной тон совпадает с естественной высотой, в против-

ном случае основной тон задается ниже или выше собственной высоты,

позволяя использовать самплы с большей или меньшей частотой дискрети-

зации.

Генератор звука последовательно считывает отсчеты сампла из ПЗУ или

ОЗУ с фиксированной скоростью 44100 отсчета в секунду. Для воспроизве-

дения самплов на высоте, отличной от основного тона, изменяется шаг

выборки с применением 4-точечной интерполяции для вычисления промежу-

точных значений отсчетов.

Шестистадийные генераторы Env работают следующим образом (параметр

Sustain имеет размерность уровня, остальные - времени):

- после старта ноты на протяжении стадии Delay значение равно нулю;

- в стадии Attack значение возрастает до максимума;

- в стадии Hold значение не изменяется;

- в стадии Decay значение спадает до уровня Sustain;

- до момента отпускания ноты значение сохраняет уровень Sustain;

- с момента отпускания - в стадии Release - значение спадает до нуля.

Генераторы LFO выдают синусоидальный выходной сигнал. Работа каждого

генератора начинается с момента старта ноты, с возможной задержкой от

момента старта.

Все виды модуляции могут быть реализованы одновременно - Env1/Env2 и

LFO1/LFO2 работают независимо друг от друга, и для каждого из них мо-

гут быть заданы независимые коэффициенты воздействия на частоту и ам-

плитуду сигнала, а также на частоту среза фильтра.

Физически 32 канала, как и в других микросхемах этого типа, реализова-

ны попросту в виде наборов данных, описывающих состояния генераторов и

фильтров, которые последовательно обрабатываются DSP. За один период

вывода звука (1/44100 с) процессор последовательно обрабатывает все

каналы с помощью необходимых математических операций и формирует для

каждого голоса очередное цифровое значение амплитуды.

Полученные в каждом такте выходные отсчеты всех 32 каналов суммируются

и подаются на выходной ЦАП. Для снижения вероятности переполнения вы-

ходного сумматора самплы в ОЗУ/ПЗУ перед загрузкой должны быть обрабо-

таны эквалайзером с ослаблением частот 3..4 кГц; в стандартном ком-

плекте программного обеспечения под Windows эти функции выполняет AWE

Manager (aweman.dll). Цифровой эквалайзер EMU8000 выполняет обратное

преобразование.

----------------------------------------------------------------------

- Какие модули памяти устанавливаются в карты AWE?

В AWE32 и SB 32 устанавливаются пары одинаковых 30-контактных SIMM

объемом 256 кб, 1, 4 или 16 Мб каждый, со временем выборки не более 70

нс (модели выпуска до 1995 года допускают 80 нс). Некоторые модели не-

явно поддерживают SIMM объемом по 512 кб и 2 Мб. В AWE64 устанавлива-

ются специальные модули памяти Creative.

При установке памяти в AWE32 необходимо переставить перемычку DRAM_EN,

которая находится возле разъемов SIMM - эта перемычка переключает

встроенную микросхему объемом 512 кб и дополнительные SIMM; вместе их

использовать невозможно. В AWE64 Gold объем устанавливаемых модулей

добавляется к внутреннему 4-мегабайтному ОЗУ.

Поскольку объем ОЗУ EMU8000 не может превышать 28 Мб - при установке

32 Мб последние четыре из них не используются. Модули меньшего объема

используются полностью.

Владимиром Барчуковым из Москвы разработаны переходники для установки

вместо 30-контактных SIMM и специальных модулей более распространенных

72-контактных SIMM (FPM/EDO) объемом до 32 Мб:

2:5020/47.202@FidoNet

micron@orc.ru

www.orc.ru/~micron

Игорем Ивановым из Твери разработана альтернативная схема переходника,

найти которую можно по адресу:

ftp://spider.nrcde.ru/pub/sound/awe/docs/awe_sch.zip. Там же в файле

awe_pcb.zip находится разводка печатной платы, разработанная Alex

Kokaiko (Ужгород).

----------------------------------------------------------------------

- Для чего нужен выход S/PDIF?

Это выход звука в цифровом виде с эквалайзера EMU8000 (в AWE64 Gold -

также с общего цифрового канала) - в 20-разрядном (для AWE64 Gold) или

18-разрядном (для остальных моделей) формате на частоте 44.1 кГц, ко-

торый можно подать на вход внешнего ЦАП или усилителя со входом

S/PDIF, получив более качественный звук с WT-синтезатора. На картах

AWE32 с этого выхода снимается также сигнал FM-синтезатора.

В большинстве моделей AWE выход сделан в виде двухконтактного внутрен-

него разъема с амплитудой ТТЛ (5 В). В AWE64 Gold амплитуда сигнала

приведена к стандарту (0.5 В) и в комплект включена дополнительная

планка с разъемом типа RCA.

При наличии ТТЛ-выхода его можно нагрузить на инфракрасный или красный

светодиод (например, АЛ307БМ, АЛ336) через токоограничительный резис-

тор порядка 300 Ом, получив таким образом излучатель, вставляемый в

оптический цифровой вход бытовой или студийной аппаратуры.

В последних моделях SB 32 и AWE64 внутренний разъем S/PDIF не впаян,

однако есть разводка для него; в некоторых моделях его нет вообще.

----------------------------------------------------------------------

- Что такое SoundFont?

Архитектура и формат банков загружаемых инструментов для EMU8000. Раз-

личаются две разновидности:

SoundFont 1: Три уровня - Sample, Layer и Instrument. Sample - сампл с

собственной частотой дискретизации, основным тоном и точками зацикли-

вания; Layer (слой) - сампл, воспроизводимый в заданном диапазоне нот,

с собственными установками модуляторов (Env/LFO, высота/амплиту-

да/фильтр) Instrument - совокупность слоев, которые могут как стыко-

ваться по высоте нот, так и перекрываться для одной ноты. При запуске

звучания ноты запускаются все слои, относящиеся к данной ноте - каждый

на своем голосе, с собственными параметрами звучания и модуляции. Уро-

вень Instrument непосредственно "виден" по MIDI в виде номеров прог-

рамм, или патчей. Тип файла - SBK.

SoundFont 2: Уровень Sample остался без изменения, уровням Layer и

Instrument соответствуют Instrument и Preset, для которых введен до-

полнительный уровень Zone - совокупность самплов (для Instrument) или

инструментов (для Preset) в пределах диапазона нот или скоростей уда-

ра, с индивидуальными характеристиками звучания и модуляции для каждо-

го сампла. Соответственно, Instrument состоит из набора зон с сампла-

ми, а Preset - из набора зон с инструментами; плюс каждый из наборов

зон может содержать глобальную зону, определяющую параметры по умолча-

нию для остальных зон. При задании параметров для уровня, уже имеющего

подобный параметр, возможна как замена параметра нижнего уровня, так и

его относительное изменение. Тип файла - SF2.

В SoundFont используются монофонические 16-разрядные самплы с частотой

дискретизации 44.1 кГц. Однако с целью экономии памяти в банк могут

включаться самплы с более низкими частотами дискретизации, принуди-

тельно описанные как 44.1, с последующим заданием более высокого ос-

новного тона.

Каждый файл SoundFont может содержать определения одного или более

банков инструментов, использующих как собственные самплы, так и ссылки

на стандартные самплы из ПЗУ.

Для создания и редактирования банков SoundFont служит программа Vienna

SoundFont Studio: версии 1.x - для SoundFont 1 и 2.x - для обеих вер-

сий SoundFont, а также программа EsBeeKay - для SoundFont 1.

----------------------------------------------------------------------

- Как загружаются банки SoundFont?

Загрузка банков SounFont выполняется при помощи AWE Control Panel из

стандартного комплекта программ, либо программ AWE Piano, AWEPC,

EsBeeKay и других, работающих с интерфейсом AWE Manager. В память

EMU8000 загружаются только сами самплы - все остальные параметры заг-

ружаются в системную память драйвера. В случае использования только

самплов из ПЗУ банк не занимает места в памяти EMU8000, и может загру-

жаться даже в карты без ОЗУ (SB 32).

Драйвер AWE32 различает два вида банков: основной, или банк синтезато-

ра (Synthesizer Bank) и дополнительные, или пользовательские банки

(User Banks). Это отвечает системе банков, принятой в MIDI: основной

банк имеет номер 0 и всегда должен быть загружен - он используется по

умолчанию, когда банк явно не указан; дополнительные банки имеют номе-

ра 1..127 и могут загружаться в любой момент, до фактического исполь-

зования. Для каждого загружаемого дополнительного банка нужно указать

номер, под которым он будет использоваться, и SBK/SF2-файл. При после-

дующих запусках Windows эти банки будут загружаться автоматически, по-

ка не будут очищены.

Чтобы подключить новый банк в качестве основного, нужно установить его

в закладке "Synth" AWE Control Panel, желательно - в режиме "User

Synth".

---------------------------------------------------------------------

- Как использовать банки SoundFont в MIDI-файлах?

Разместить в файле MIDI-команды смены банка и тембра (Bank/Patch

Change). Драйвер AWE использует для смены банка только контроллер 0

(опция Controller 0 only в Cakewalk).

Перед проигрыванием MIDI-файла нужно загрузить используемые им банки

любым доступным способом, соблюдая соответствие номеров загружаемых и

используемых в файле банков.

Cakewalk с версии 6.01 поддерживает закрепление за WRK-файлами для AWE

банков SoundFont, которые автоматически загружаются в нужные банки

синтезатора при открытии WRK-файла (меню File -> SoundFonts).

----------------------------------------------------------------------

- Как преобразовать банки других синтезаторов в SoundFont?

Это можно сделать с помощью программ Convert, AWave, EsBeeKay и нес-

кольких менее известных, однако после преобразования может понадобить-

ся ручное редактирование банка, поскольку из-за различий в архитекту-

рах синтезаторов точное преобразование в общем случае невозможно.

----------------------------------------------------------------------

- Возможно ли в AWE кэширование инструментов, как в GUS?

Стандартный драйвер этого не поддерживает. Существуют программы, поз-

воляющие выборочно загружать инструменты из банков: AWEVBank - общего

назначения, реализующая идею "виртуального банка", содержащего только

ссылки на инструменты в реальных банках, и AWEPC, самостоятельно про-

игрывающая MIDI-файл, предварительно загрузив в память нужные инстру-

менты. Сделать полную поддержку кэширования можно только доработкой

драйвера или созданием драйвера более высокого уровня.

----------------------------------------------------------------------

- Как работает MIDI-синтезатор AWE?

В AWE используется программная интерпретация MIDI-сообщений. Сообщения

получает драйвер, расшифровывает их и управляет работой EMU8000 для

достижения нужного эффекта. Например, при получении сообщения Note On

драйвер запускает по одному генератору EMU8000 на каждый слой ноты,

при Note Off - отключает все генераторы этой ноты, по сообщению Pitch

Bend - перестраивает частоту генераторов, и т.п. Программная интерпре-

тация MIDI позволяет сделать MIDI-синтезатор достаточно гибким, однако

затрудняет реализацию некоторых видов управления в реальном времени.

----------------------------------------------------------------------

- Как переадресовать вывод в MPU-401 на синтезатор EMU8000?

При работе под DOS для этого служит перемычка MFBEN (MIDI FeedBack

ENable - разрешение перехвата MIDI-сообщений). Кроме этого, нужно ре-

зидентно (с ключом /EM) загрузить MIDI-интерпретатор AWEUTIL, который

будет перехватывать сообщения, выводимые во внешний MIDI-порт (которые

в норме направляются на внешний MIDI-интерфейс и разъем для дочерней

платы), и отрабатывать их на синтезаторе EMU8000; при этом сообщения

уже не будут проходить ни на внешний выход, ни на дочернюю плату.

Под Windows 95 перехватом сообщений из DOS-сеансов занимается вирту-

альный драйвер (VxD), которому безразлично положение перемычки MFBEN.

Перехват управляется через AWE Control Panel -> Device -> Allow

MPU-401 Emulation. Этот пункт относится только к выводу в MPU-401 из

DOS-сеансов, и никак не влияет на вывод стандартными средствами

Windows.

----------------------------------------------------------------------

- Как управлять синтезом в EMU8000 по MIDI?

Для этого служат NRPN (Non Registered Parameter Number - незарегистри-

рованные номера параметров), передаваемые по MIDI при помощи контрол-

леров 99, 98, 6 и 38:

99 (NRPN MSB) - 127

98 (NRPN LSB) - номер параметра

6 (Data Entry MSB) - старшая часть значения параметра

38 (Data Entry LSB) - младшая часть значения параметра

Значение параметра может быть в пределах от -8192 до 8191; старшая и

младшая части вычисляются следующим образом:

MSB = (V + 8192) / 128 (целое частное)

LSB = (V + 8192) % 128 (целый остаток)

Иначе говоря, старшая и младшая части представляют собой семь старших

и семь младших разрядов значения, увеличенного на 8192. Для значений в

диапазоне 0..127 старшая часть равна 64, а младшая - самому значению.

При изменении значения параметра достаточно передать только те кон-

троллеры, значения которых отличаются от предыдущей посылки. Например,

для начальной установки параметра 8 нужно передать все четыре контрол-

лера; для его последующего изменения достаточно передавать только кон-

троллер 38, пока не потребуется изменить другой параметр. Контроллер

99 достаточно передать один раз в начале работы.

Параметры делятся на установочные и управляющие. Установочные действу-

ют только на ноты, взятые после установки параметра, а управляющие - и

на звучащие ноты. Управляющие параметры называются также параметрами

реального времени.

Ниже для каждого из параметров приведены его смысл, тип, диапазон и

единица изменения параметра.

 

Параметр 0 - задержка между стартом ноты и началом работы LFO1, уста-

новочный. Диапазон - 0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).

 

Параметр 1 - частота LFO1, управляющий. Диапазон - 0..127, единица -

0.084 Гц (0..10.72 Гц).

 

Параметр 2 - задержка между стартом ноты и началом работы LFO2, уста-

новочный. Диапазон - 0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).

 

Параметр 3 - частота LFO2, управляющий. Диапазон - 0..127, единица -

0.084 Гц (0..10.72 Гц).

 

Параметр 4 - длительность стадии Delay Env1, установочный. Диапазон -

0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).

 

Параметр 5 - длительность стадии Attack Env1, установочный. Диапазон -

0..5940, единица - 1 мс (0..5.9 с).

 

Параметр 6 - длительность стадии Hold Env1, установочный. Диапазон -

0..8191, единица - 1 мс (0..8 с).

 

Параметр 7 - длительность стадии Decay Env1, установочный. Диапазон -

0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).

 

Параметр 8 - уровень Sustain Env1, установочный. Диапазон - 0..127,

единица - 0.75dB.

 

Параметр 9 - длительность стадии Release Env1, установочный. Диапазон

- 0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).

 

Параметр 10 - длительность стадии Delay Env2, установочный. Диапазон -

0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).

 

Параметр 11 - длительность стадии Attack Env2, установочный. Диапазон

- 0..5940, единица - 1 мс (0..5.9 с).

 

Параметр 12 - длительность стадии Hold Env2, установочный. Диапазон -

0..8191, единица - 1 мс (0..8 с).

 

Параметр 13 - длительность стадии Decay Env2, установочный. Диапазон -

0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).

 

Параметр 14 - уровень Sustain Env2, установочный. Диапазон - 0..127,

единица - 0.75dB.

 

Параметр 15 - длительность стадии Release Env2, установочный. Диапазон

- 0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).

 

Параметр 16 - смещение по высоте, управляющий. Диапазон - -8192..8191,

единица - 1 цент.

 

Параметр 17 - коэффициент воздействия LFO1 на частоту, управляющий.

Диапазон - -127..127, единица - 9.375 цента. Знак показывает направле-

ние изменения частоты при старте LFO.

 

Параметр 18 - коэффициент воздействия LFO2 на частоту, управляющий.

Диапазон - -127..127, единица - 9.375 цента. Знак показывает направле-

ние изменения частоты при старте LFO.

 

Параметр 19 - коэффициент воздействия Env1 на частоту, установочный.

Диапазон - -127..127, Единица - 9.375 цента. Знак показывает направле-

ние изменения частоты при старте Env.

 

Параметр 20 - коэффициент воздействия LFO1 на амплитуду, управляющий.

Диапазон - 0..127, единица - 0.1875 дБ. Значения 0..63 вызывают поло-

жительную модуляцию (рост амплитуды с момента старта LFO), с макси-

мальной глубиной при 63; значения до 64..127 - отрицательную, с макси-

мальной глубиной при 64.

 

Параметр 21 - частота среза фильтра, управляющий. Диапазон - 0..127,

единица - 62 Гц (100..8000 Гц).

 

Параметр 22 - коэффициент резонанса фильтра, установочный. Диапазон -

0..127, три младших разряда не используются. Коэффициент задается че-

тырьмя старшими разрядами, из таблицы:

N НЧ НЧР ВЧ ВЧР КО

0 92 5 Нет 0 -0.0

1 93 6 8.5 0.5 -0.5

2 94 8 8.3 1 -1.2

3 95 10 8.2 2 -1.8

4 96 11 8.1 3 -2.5

5 97 13 8.0 4 -3.3

6 98 14 7.9 5 -4.1

7 99 16 7.8 6 -5.5

8 100 17 7.7 7 -6.0

9 100 19 7.5 9 -6.6

10 100 20 7.4 10 -7.2

11 100 22 7.3 11 -7.9

12 100 23 7.2 13 -8.5

13 100 25 7.1 15 -9.3

14 100 26 7.1 16 -10.1

15 100 28 7.0 18 -11.0

НЧ, ВЧ - нижняя и верхняя частоты "колокола", Гц; НЧР, ВЧР - глубина

резонанса на нижней и верхней частоте, дБ; КО - коэффициент ослабления

постоянной составляющей, дБ.

 

Параметр 23 - коэффициент воздействия LFO1 на частоту среза фильтра,

управляющий. Диапазон - 0..127, единица - 56.25 цента. Значения 0..63

вызывают положительную модуляцию (рост частоты среза с момента старта

LFO), с максимальной глубиной при 63; значения до 64..127 - отрица-

тельную, с максимальной глубиной при 64.

 

Параметр 24 - коэффициент воздействия Env1 на частоту среза фильтра,

установочный. Диапазон - -127..127, единица - 56.25 цента. Знак опре-

деляет направление изменения частоты среза.

 

Параметр 25 - глубина хорового эффекта, установочный. Диапазон -

0..255.

 

Параметр 26 - глубина реверберации, установочный. Диапазон - 0..255.

 

При работе с банками SoundFont 2 некоторые из этих параметров могут не

поддерживаться.

 

Тип эффектов reverb/chorus устанавливается при помощи SysEx:

Reverb - F0 41 10 42 12 40 01 30 nn 00 F7

0 - Room 1

1 - Room 2

2 - Room 3

3 - Hall 1

4 - Hall 2 (стандартный)

5 - Plate

6 - Delay

7 - Panning delay

Chorus - F0 41 10 42 12 40 01 38 nn 00 F7

0 - Chorus 1

1 - Chorus 2

2 - Chorus 3 (стандартный)

3 - Chorus 4

4 - Feedback delay

5 - Flanger

6 - Short delay

7 - Short delay & feedback

----------------------------------------------------------------------

- Можно ли получить в EMU8000 другие типы эффектов?

В EMU8000 реализован микропрограммный эффект-процессор с загружаемой

извне микропрограммой, официальной документации на которую нет. От-

дельные поля программы управляют работой цифрового эквалайзера

EMU8000, однако подъем/ослабление по НЧ и ВЧ зависимы друг от друга и

не могут регулироваться раздельно. Эмпирическим путем можно подобрать

новые режимы работы эффект-процессора (программы AWEFX, AWE Piano).

----------------------------------------------------------------------

- На что действуют эффекты EMU8000?

Только на звук, синтезируемый в нем самом - обычно по MIDI-сообщениям.

В AWE32 два голоса EMU8000 были зарезервированы для регенерации его

ОЗУ и попутно вводили в EMU8000 сигналы левого и правого каналов

FM-синтезатора, на которые можно было накладывать эффекты. В SB 32 и

AWE64 регенерация делается независимо, и все 32 канала работают только

на синтез музыкальных звуков.

----------------------------------------------------------------------

- Какова реализация MIDI в драйвере AWE?

Драйвер AWE работает в Mode 3 (Omni off, Poly). Каналы 1..9 и 11..16 -

мелодические. 10 - ударный, изменение раскладки возможно только заг-

рузкой банков. Поддерживаются сообщения:

Note On/Note Off (нулевое значение Velocity в Note On аналогично Note

Off);

Channel Aftertouch (управление глубиной частотной модуляции от LFO1),

Key Aftertouch не поддерживается.

Pitch Bend, Program Change.

Контроллеры (значения по умолчанию):

0, 32 - смена банка (0, 0)

1 - глубина частотной модуляции от LFO1 (0)

6, 38 - ввод данных для RPN/NRPN (0, 0)

7 - общая громкость в канале (100)

10 - панорама (в некоторых версиях драйвера - статическая) (64)

11 - выразительность (множитель к общей громкости) (127)

64 - педаль Sustain (0)

91 - глубина реверберации (0)

93 - глубина хорового эффекта (0)

98 - младший байт NRPN (0)

99 - старший байт NRPN (0)

100 - младший байт RPN (0)

101 - старший байт RPN (0)

120 - сброс всех звуков канала

121 - сброс всех контроллеров канала (вместе с RPN/NRPN)

123 - сброс всех нот канала

 

Поддерживается также RPN 0 - чувствительность к сообщениям Pitch Bend:

101 (RPN MSB) = 0

100 (RPN LSB) = 0

6 (Data Entry MSB) = максимальное смещение в полутонах

38 (Data Entry LSB) = 0

----------------------------------------------------------------------

- Можно ли использовать EMU8000 для проигрывания модулей?

Многие современные проигрыватели модулей используют EMU8000, если на

карте установлено достаточное количество памяти - например, Cubic

Player 1.6 и выше, Omega Player, AMP, AWEMP, AWEMod, AWEPlay; они поз-

воляют также использовать эффект-процессор EMU8000. Однако все эти

проигрыватели непосредственно загружают самплы в ОЗУ синтезатора, не

делая предобработки эквалайзером, поэтому при проигрывании цифровой

эквалайзер EMU значительно поднимает частоты 3..4 кГц и звучание за-

метно искажается.

----------------------------------------------------------------------

- Я поставил драйверы - почему у меня нет AWE Control Panel?

Стандартный набор для AWE в Win95 содержит только сами драйверы и DLL

поддержки; AWE Control Panel, Creative Mixer и прочее обеспечение ус-

танавливается отдельно и обычно поставляется в комплекте Retail-упако-

вок. С OEM-упаковками может поставляться ограниченный набор программ,

либо только драйверы.

----------------------------------------------------------------------

- Как регулировать Output Gain и т.п. под Win95?

Эти параметры регулируются только в Creative Mixer, и находятся в сис-

темном меню его окна, вызываемом щелком левой кнопки на иконке окна.

Если окно отображено без заголовка - системное меню вызывается щелчком

правой кнопки на любом месте окна микшера, свободном от органов управ-

ления.

Регулировка тембров и Input/Output Gain доступна только картах на мик-

росхемах CT1745 и CT2502.

----------------------------------------------------------------------

- Можно ли запустить WaveSynth на AWE32 или SB 32?

Сравнительно просто это можно сделать только на PnP-картах - для этого

нужно после установки комплекта обеспечения от AWE64 вручную заменить

в Win95 драйверы "Creative Sound Blaster 16 Plug and Play" и "Creative

Advanced Wave Effect Synthesis" на такие же, но "AWE64 ... (SB16/AWE32

Compatible), разрешив отображение полного списка устройств и выбрав

последние из списка под маркой "Creative". WS/WG рассчитан на работу

именно с этими драйверами (по PnP-коду модели и названию в Registry,

поскольку в любом случае используется один и тот же файл драйвера).

Для не-PnP карт проще установить специальную версию WS/WG, рассчитан-

ную на пользователей карт прежних выпусков.

----------------------------------------------------------------------

- Как отключить IDE-контроллер на PnP-карте?

Только путем перепрошивки EEPROM 93c66, в котором хранится PnP-конфи-

гурация карты. Сделать это можно при помощи пакета SB2AWE Юрия Вели-

ченко (2:4600/103) и Алексея Самсонова (2:4600/103.333), в котором

приведены примеры прошивок от AWE64 (метод требует отпайки микросхемы

EEPROM). После перепрошивки карта будет опознаваться как AWE64, что

позволит также напрямую установить WS/WG.

----------------------------------------------------------------------

- Где найти информацию по AWE?

Базовая информация по картам Creative приведена в Sound Card FAQ (рас-

пространяется в файле SNDHWFAQ.TXT, входящем в пакет EMHWFAQS). Струк-

тура и функционирование MIDI описано в MIDIDESC.TXT.

Собственный сайт Creative Labs - [ftp/www].creaf.com. В подкаталогах

drivers и patches каталога /pub/creative можно найти свежие версии

драйверов (в частности - SBW95UP).

Любительские сайты поддержки AWE проще всего найти через поисковые

серверы (в первую очередь - Alta Vista) по ключевым словам "AWE*",

"Home*" и т.п.

Первичное описание EMU8000 содержится в пакете ADIP (AWE Developer's

Information Pack) версий 3.01 и выше. Также в этом пакете описан ин-

терфейс AWE Manager и примеры программ, работающих с ним:

ftp://ftp.cle.creaf.com/pub/creative/devinfo/adip.exe

 

Пример программирования AWE - проигрыватель трекерных модулей Omega

Player, распространяемый с исходными текстами:

ftp.cdrom.com/pub/demos/music/programs/players/omega060.zip

 

Прочие страницы, посвященные AWE:

EMU8000 Coding Secrets

http://frodo.hiof.no/~gislemm/tom/secrets.html

MAZ AWE32/64 Page

http://www.maz-sound.com/awe.html

 

Документация на SoundFont доступна на

ftp.creaf.com/emu/

----------------------------------------------------------------------

Большое спасибо всем приславшим ответы, рекомендации, замечания и со-

веты для этого FAQ.

Текст FAQ в альтернативной кодировке доступен для FReq на

2:5000/14@FidoNet по имени AWEFAQ, текст FAQ по звуковым картам -

SNDHWFAQ, текст описания MIDI-интерфейса на русском языке в этой же

кодировке - по имени MIDIDESC. Полный пакет FAQ и описаний доступен на

ftp://spider.nrcde.ru/pub/text/tech/emhwfaqs.zip и через страницу FAQ

на http://spider.nrcde.ru. Пакет распространяется также по FIDO

fileecho XHRDDOCS.

======================================================================