- Развяжите себе руки
Михаил БОРИСОВ
-
В штате корпорации Macromedia
Inc., расположенной в калифорнийском
городке Сан-Франциско, насчитывается
более 550 человек. Компания, ранее
занимавшаяся практически
исключительно разработкой
векторного редактора FreeHand, ныне,
осознав все перспективы
стремительно развивающегося
Интернет-направления, сместила свои
акценты в сторону продуктов для Web, к
настоящему времени сосредоточившись
на Web Publishing, Web Learning и на продвижении
технологии Shockwave. Особую известность
Macromedia принесли программы Flash, Fireworks,
Director и Dreamweaver (html-редактор).
Корпорация активно растет: недавно
она приобрела компании ESI Software и
Andromedia (разработчики фильтров для
Photoshop).
-
Испокон веков рынок
профессиональных редакторов
векторных изображений делился между
тремя его основными гегемонами: Adobe
Illustrator, CorelDRAW и Macromedia FreeHand. Первый из
них, заслуженный авторитет "классического"
векторного редактора (в особенности у
пользователей Мacintosh), как и все прочие
продукты от Adobe, в особом
представлении не нуждается. Не
меньшей славой пользуется CorelDRAW - по
преимуществу среди пользователей РС.
Правда, репутация его куда сложнее -
отличаясь от Illustrator'а более широкими
функциональными возможностями, он
уступает ему по надежности. Стараясь
перещеголять своих коллег из Adobe Systems
количеством нововведений, его
разработчики частенько выпускали
сырой, не обкатанный продукт.
Третий участник гонок - Macromedia Inc. -
избрал, пожалуй, оптимальную тактику
для продвижения своего FreeHand.
Изначально переняв все самое полезное
из Adobe Illustrator и в то же время постоянно
отслеживая появляющиеся новшества у
CorelDRAW, он снискал себе славу "золотой
середины" среди редакторов
векторной графики на обеих
графических платформах, сочетающей
стабильность работы с довольно
мощными дизайнерскими возможностями.
Собственно говоря, именно этим
симбиозом и объясняется особая
привязанность к нему многих
дизайнеров.
И вот недавно вышла девятая версия
FreeHand. В данной статье мы попытаемся
обозреть появившиеся в ней новинки,
мимоходом сравнивая ее
функциональные возможности с
конкурирующими редакторами - Adobe
Illustrator и CorelDRAW9.
Интерфейс
От того, насколько продуман
интерфейс, во многом зависит и
функциональность программы. Именно
поэтому разработчики уделяют ему
самое пристальное внимание.
Изначально в интерфейсе FreeHand было
заметно влияние Adob'а, что себя
оправдало целиком и в дальнейшем - при
наращивании функциональных элементов
интерфейса не потребовалось вносить
значительные изменения, да и расход
экранной площади оказался вполне
экономичен.
Как и Illustrator, FreeHand имеет хорошо
скомпонованные панели инструментов,
разве что Color Mixer на фоне прочих
смотрится неким чужеродным
включением. Большими функциональными
возможностями обладает панель Inspector, в
которой сосредоточены все наиболее
часто используемые операции с
объектами - при этом она занимает на
удивление мало места на экране. Кстати,
такие часто употребительные
сочетания клавиш, как увеличение,
уменьшение и перемещение по документу,
здесь те же, что и в PhotoShop. Согласитесь,
что это очень важно для
профессионалов, которым приходится
часто переключаться между различными
приложениями - ведь даже разработчики
QuarkXPress, несмотря на ожидаемое
недовольство пользователей,
поступились своими принципами в
пользу PhotoShop'овских "шорткатов".
Векторные возможности
Как ни важна "дружественность"
интерфейса к пользователю, ценность
программы определяется все-таки ее
возможностями. В этом отношении FreeHand,
как мне кажется, ближе к Draw, чем к
Illustrator'у. Например, даже такие
простейшие операции, как
редактирование кривых выполнять в нем
значительно легче, чем в Illustrator'е -
здесь можно явно указать тип узелка (curve,
corner, connector), наличие же
нескольких типов сглаживания кривой
не имеет прецедентов в творчестве
обеих конкурирующих компаний.
Как и в других аналогичных продуктах,
во FreeHand имеется полный арсенал
средств для создания сложных макетов -
кроме основных (прямоугольник,
многоугольник, спираль, окружность,
линия, построение по точкам и кривые
Безье), доступных из основной панели
инструментов, можно использовать и
"продвинутые" (Xtras). К последним
можно отнести 3D Rotation (имитация
вращения с перспективными
искажениями), Smudge (аналог Blend в DRAW), Bend
(аналог Push and Pull Distortion), Roughen (аналог
Zipper Distortion, режим Random) и Graphic Hose (аналог
Sprayer). Что касается остальных эффектов,
то они либо достаточно примитивны,
либо имеют весьма ограниченное
применение и поэтому редко
используются. Кстати говоря, в новой
версии ввели палитру Xtras, которая, по
замыслу разработчиков, должна
существенно облегчить использование
всех существующих в программе
эффектов.
Как и в любом уважающем себя векторном
редакторе, во FreeHand имеется
стандартный "джентльменский набор"
эффектов типа Lens: Transparency, Magnify,
Darken, Lighten, Monochrome, Invert,
что практически уравнивает его в этом
отношении с DRAW. То же самое касается
операций над объектами: объединение/пересечение,
нахождение общего и т.п. - то есть все,
что нужно для эффективной работы даже
со сложными макетами.
В векторных возможностях новой версии
FreeHand ничего революционно нового не
появилось, но изменения есть, и они
достаточно значительны. Так, теперь
можно изменять форму не всего сектора
кривой, а только определенной его
части. Если вы выберете Freeform и
щелкните вне кривой, то появится
окружность (эдакий аналог виртуальной
кисти), в пределах которой будет
меняться форма сегмента, причем
размер окружности можно оперативно
менять в широких пределах, тем самым
упрощая редактирование. Насколько
полезно это нововведение - покажет
время. На практике обычно просто
двигают узелки и их контрольные точки,
что, в отличие от предлагаемого
способа, значительно быстрее дает
надежный результат. Как мне кажется,
этот метод может пригодиться только
при глобальных коррективах кривой, и
то под сомнением: трудно ведь провести
мышкой гладкую кривую. Хотя, стоит
отметить возможность регулировки
точности воспроизведения кривой,
рисуемой от руки (freehand tool precision), что
позволяет достичь оптимального
соотношения количества точек на
кривой и желаемого эффекта.
Появившиеся инструменты Envelope (изменение
формы объекта согласно некоторому
образующему контуру) и Perspective (создание
иллюзии объемности изображения при
помощи перспективных искажений) также
сближают Freehand с DRAW, причем в некоторых
случаях сравнение оказывается в
пользу первого. Так, во Freehand все
объекты с присвоенным эффектом
перспективы получают общую точку
схода (vanishing point), что, в случае их
перемещения друг относительно друга,
позволяет сохранять общую
перспективу для всего изображения.
Эффект Envelope в новой версии был
переработан полностью, и теперь его
редактирование выполняется абсолютно
аналогично редактированию обычной
кривой - в окне документа вокруг
объекта появляется контур, к которому
можно добавлять новые точки, убирать
лишние, регулировать направляющие.
Для облегчения такого рода задач в
программе заложен достаточно большой
набор готовых фигур-оболочек.
Позаботились разработчики программы
и об упрощении такой часто
используемой операции, как выделение
отдельных узелков на кривой. Действие
появившегося Lasso аналогично
возможностям этого же инструмента в
растровых редакторах, что в сочетании
с дополнительными командами (Invert
selection, subselect) позволяет
пользователю сократить время
выполнения многих рутинных операций.
Кроме того, теперь программа может
делать переходы (blends) даже в том
случае, если направляющие состоят из
нескольких объединенных кривых, что
существенно расширяет возможности.
Значительно оптимизирован и метод
трассировки изображений (image tracing),
как в отношении скорости, так и
точности процесса.
Во FreeHand 9 взят на вооружение
оригинальный метод, хорошо
зарекомендовавший себя во Flash -
использование в документе символов (symbol).
Так, превращение любого объекта в symbol
дает сразу несколько преимуществ,
которые проявляются при многоразовом
использовании этого объекта в
документе. Во-первых, достаточно
изменить сам "символ" чтобы
автоматически обновились свойства
всех остальных объектов, связанных с
ним (по терминологии Flash - instances). Во-вторых,
существенно сокращается размер всего
файла, поскольку в памяти хранится
только один объект. Процедуры
редактирования символов и замены всех
их копий в документе практически не
отличаются от аналогичных процедур в
Flash, поэтому те, кто работал с
последним, смогут использовать свой
опыт и во FreeHand.
Появился в программе еще один новый
инструмент - Page Tool, позволяющий
произвольно менять положение любой
страницы на рабочем столе. Довольно
странное нововведение, как мне
кажется... Такое ощущение, что
разработчикам просто необходимо было
придумать еще какой-нибудь инструмент,
чтобы их количество в панели
инструментов сохранялось четным.
Растровые возможности
Гибче стала и работа с растровыми
изображениями. Например, вы можете
выбрать способ их внедрения в
документ: либо целиком, либо в
качестве малогабаритного preview со
ссылкой на оригинальное изображение.
Кроме того, теперь программа стала "понимать"
и TIFF с обтравочными путями, что
расширяет ее возможности при работе с
графикой, импортированной из
различных растровых редакторов.
Правда, при рендеринге растровой
картинки из векторной эти обтравочные
пути программа почему-то не создает (это
хорошо заметно на примере
растрирования прямоугольника со
скругленными краями).
Импорт/экспорт
Как профессиональный пакет FreeHand
поддерживает экспорт/импорт большого
количества форматов, каковых в новой
версии стало еще больше - за счет
явного крена программы в сторону
Интернет-технологий. Собственно
говоря, сейчас, когда графические
программы уже вплотную приблизились к
пределу своих возможностей, Интернет-направление
стало для многих своеобразным
спасением, позволяющим при минимуме
затрат значительно расширить число
пользователей. Кто раньше, тот и прав -
примером тому служит все та же Macromedia,
чей Flash завоевывает все большую
популярность в качестве
потенциального векторного стандарта
для Интернет, полная поддержка
которого на уровне слоев реализована
в FreeHand 9. Теперь в него без проблем
передаются обтравочные контуры (Clipping
paths), содержащие как векторную, так и
растровую графику, с сохранением
прозрачности объектов. По замыслу
руководства компании, все это должно
обеспечить дополнительную
популярность обеим программам,
предоставив пользователям
законченное решение для создания
интерактивных web-страниц из одних рук.
Конечно же, не обошлось и без модного
сейчас экспорта в HTML и , что более
полезно, в PDF (причем даже
многостраничный), с поддержкой
встроенных шрифтов и использованием
возможностей PostScript level 3.
Соответственно, программа позволяет
экспортировать объекты в виде GIF, JPEG, PNG
- с полным арсеналом средств для их
оптимизации при размещении в Интернет.
Предназначенная для этого новая
палитра WebSnap Adaptive позволяет свести
искажения цветов в различных
браузерах к минимуму за счет
коррекции цветов к стандартным для Web.
Кроме того, теперь программа понимает
файлы, сохраненные в Illustrator 7, DRAW 8 (со
связанными изображениями) и даже
может записывать документ со слоями и
масками прозрачности в формате PhotoShop с
полным сохранением слоев - то, чего
разработчики DRAW до сих пор не
удосужились реализовать в своем
пакете.
Профессионалы, работающие с большими
форматами, получат особенное
удовольствие от команды Copy Special,
которая позволяет копировать в буфер
обмена информацию только в каком-то
одном, определенном вами формате. При
этом значительно сокращается время
выполнения операций копирования и
вставки - обычный метод предполагает
копирование во все поддерживаемые
форматы сразу, тем самым потребляя
слишком много системных ресурсов.
Выводы
Из всего вышесказанного можно
заключить, что FreeHand в очередной раз
подтвердил свой статус "золотой
середины" в мире векторных
редакторов. Ничего революционно
нового в его девятой версии не
появилось, да и вряд ли это можно
ожидать от программы, приближающейся
к юбилейному номеру версии. И все же
его пользователи получили в свое
распоряжение ряд новшеств, которые
могут облегчить выполнение некоторых
операций.
Кстати говоря, в связи с отсутствием
принципиальных изменений в FreeHand 9 сам
собой напрашивается вопрос: а что ждет
пользователей векторных редакторов в
будущем? По имеющимся данным, DRAW10 тоже
не будет отличаться богатством
нововведений -основное внимание
уделяется доработке уже существующих
возможностей и оптимизации скорости -
с тем, чтобы укрепить его в позиции
стабильного и надежного продукта. Что
же касается Illustrator, то по всей
видимости, от него тоже ждать ничего
серьезного не приходится ввиду
концентрации усилий разработчиков из
Adobe по продвижению своего InDesign.
Будущее же FreeHand'а представляется
весьма перспективным - следует ждать
упрочения его позиций на рынке
векторных редакторов как
профессионального и артистичного
орудия в издательском процессе.
|