Системы ролевых игр
Автор: Михаил Карпов
Опубликовано: 10 июля 2007 года
Источник: "Компьютерра"
Есть такая поговорка: "хорошо там, где нас нет". Человек всегда стремился путешествовать, изобретать, открывать неизведанные берега. Что же делать мечтателям сейчас, когда за Землёй наблюдают из космоса камеры спутников, и пробелов на картах, кажется, не осталось? Такие люди нашли выход: они стали рисовать собственные карты, придумывать свои земли и миры. Тем более, что домашний диван куда спокойнее неизведанных берегов. Хорошо сидеть дома с друзьями, кидать кубики и слушать описания мастера. В общем, вы всё поняли правильно. Тема сегодняшней "Базы" - системы ролевых игр.
Dungeons & Dragons
Начать, ясное дело, нужно с Dungeons & Dragons. Как-никак по популярности с этой системой соперничать некому. Её первая версия была опубликована в 1974 году компанией под названием TSR (Tactical Studies Rules). Система жива-здорова, развивается и переделывается по сей день, а права на неё принадлежат фирме Wizards of the Coast. Основным недостатком системы, конечно же, является то, что она "заточена" исключительно под фэнтезийные миры. Ну в самом деле, классы и расы обязывают. Маги, клерики, барды, друиды, эльфы, орки, полурослики… Кстати, если играть по-честному, то ведь ещё придётся точно отыгрывать, злой ваш персонаж или добрый, или же ему на всё глубоко наплевать. На основе D&D построено великое множество компьютерных игр, из которых навскидку можно вспомнить хотя бы Baldur's Gate, Menzoberranzan, Ravenloft, Neverwinter Nights I & II… Есть, кстати, и онлайновая RPG Dungeons & Dragons Online, ориентированная как раз на любителей слышать голос мастера.
GURPS
Поехали дальше. GURPS (Generic Universal Roleplaying System) появилась в середине восьмидесятых годов прошлого века и оказалась как раз тем, чего всем и не хватало. Дело в том, что она не привязана к каким-то специальным тематическим сеттингам. Игроки могли почувствовать себя и средневековыми рыцарями, и исследователями дальнего космос, и киберпанковскими хакерами. В отличие от тогдашней редакции D&D, где всё решал случай, в GURPS игрок сам распределяет очки между изначальными характеристиками персонажей. Основную роль в GURPS играет не прокачивание базовых атрибутов, а развитие многочисленных умений. Например, умение водить автомобиль невозможно приобрести в фэнтезийном сеттинге, а всякие магические штучки - в игре про тёмное будущее. Кстати, фактически на этой системе делался всем известный Fallout, но потом у разработчиков игры и у авторов GURPS возникли разногласия, и правила Fallout немного изменили.
Final Fantasy 7
Особняком от "нормальных" ролевых систем стоят JRPG - японские приставочные и компьютерные ролевые игры. Кажется, что они похожи на западные, но ясно, что что-то в них не так... И, наконец, понимаешь, что в японских "ролёвках" сам процесс развития персонажа и отыгрывания роли отодвинут на самый задний план. JRPG - это, скорее, квест с элементами RPG, чем "правильная" ролевая игра. Этакий интерактивный фильм. Характеристики персонажей распределяются сами по мере набора уровня, и игроку приходится только докупать обмундирование и смотреть, как его герои продираются сквозь дебри зачастую весьма замысловатого сюжета. Образец жанра - Final Fantasy 7. Приставочная графика десятилетней давности вряд ли вас впечатлит, зато повествование… Это стоит видеть.
Warhammer RPG
Warhammer. Все знают эту систему настольных стратегических игр. Мания повального увлечения раскрашиванием фигурок вархаммеровских персонажей прокатилась по нашей стране недавно. Действие её разворачивается в мрачном мире, где к гномам, эльфам и оркам прибавились гигантские крысоиды, мертвецы и вампиры. Но мало кто знает, что есть ещё и ролевая система от создателей Warhammer. Она оперирует теми же характеристиками, что и стратегия, однако в ней есть такое интересное нововведение как "карьера". Персонажи развиваются, продвигаясь по определённой карьерной лестнице, приобретая новые возможности и бонусы к уже имеющимся характеристикам. Бывший пекарь сможет стать к концу карьеры, например, капитаном корабля. Интересный подход, жаль, что никто пока не выпустил компьютерную ролевую игру на основе этой системы.
World of Warcraft
Ну и, конечно же, говоря про ролевые игры, нельзя не упомянуть онлайновые. Напоследок мы рассмотрим систему самой популярной MMORPG World of Warcraft. Ходят слухи, что поначалу Blizzard собиралась приобрести лицензию на Warhammer у Games Workshop, но опять же, как и в случае с GURPS и Fallout, не удалось утрясти финансовые вопросы. Но это только слухи. Если же разбирать, почему WoW стала такой популярной - то тут всё просто. Эта онлайновая игра не предъявляет к игрокам слишком больших требований: в неё можно играть в одиночку, когда угодно и сколько угодно. На характеристики вам не придётся обращать внимание, они повышаются после получения персонажем уровня и благодаря ношению специальной одежды. Зато придётся покупать новые классовые умения, развивать одно из трёх древ "талантов", изучать профессии и набирать репутацию у многочисленных фракций NPC.