Panasonic Lumix DMC-LX1
Технические характеристики:
- Объектив — 28-112 мм в эквиваленте 35-миллиметровой камеры, f/2.8 – f/4.9;
- ПЗС-матрица — 8 мегапикселей (3840x2160 в режиме «16:9», 3248x2160 в режиме «3:2», 2880x2160 в режиме «4:3»), форм-фактор – 1/1.65 дюйма;
- ЖК-дисплей — 2,5 дюйма, 207 000 пикселей;
- Хранение данных — модули памяти SD и MMC;
- Интерфейсы — разъем «видеовыход+USB”, гнездо питания;
- Питание — литиево-ионный аккумулятор CGA-S005E (3,7 В, 1150 мА/ч);
- Размеры/вес — 106x56x26 мм / 220 гр;
- Форматы данных — JPEG, MOV, TIFF, RAW.
Общеизвестно, что соотношение сторон «цифрового негатива» — «4:3» — является далеко не оптимальным для человеческого зрения, которому более естественным кажется «панорамное», «растянутое в ширину» изображение. Именно поэтому давным-давно популярными стали широкоформатные кинофильмы, которые позволяли «втиснуть» в кадр максимальное количество объектов и при этом не утомляли глаз кинозрителя. Затем большое распространение получила широкоформатная телевизионная техника с соотношением сторон «16:9», причем источник сигнала такого формата был цифровым — это были DVD-диски.
Следует отметить, что в пленочной фотографии форматы кадра были разнообразными (6x9 и 6x6 см, 36x24, 24x24 и 24x18 мм), однако наибольшее распространение получили варианты, имеющие более растянутое в ширину соотношение сторон «3:2». Кроме того, существовали панорамные фотокамеры, снабженные объективом и затвором особой конструкции, позволявшей за одну экспозицию запечатлеть пейзаж, соответствовавший угловому полю 180 градусов.
Соотношение сторон «4:3» ПЗС-матрицы унаследовали от видиконов — электронно-лучевых трубок, регистрировавших изображение в телекамерах. Постепенно профессиональные фотографы стали проявлять интерес к цифровым камерам, поэтому некоторые новые модели позволяли записывать снимки с привычным для фотографии соотношением «3:2», однако при этом попросту обрезался сверху и снизу кадр, снятый обычной ПЗС-матрицей формата «4:3». Выгода от такой операции заключалась лишь в экономии места на модуле памяти за счет меньшего разрешения снимка.
Первую по-настоящему «широкоформатную» камеру предложила рынку компания Matsushita Electric, выпустив в середине 2005 года модель Panasonic Lumix DMC-LX1 с ПЗС-матрицей, у которой строки и столбцы пикселей имели соотношение «16:9».Новинка кардинально отличалась от предшественниц, так как ее «широкоформатное» разрешение является «штатным режимом» и составляет 3840x2160, а вот при съемке в режимах «4:3» и «3:2» кадр обрезается слева и справа (3248x2160 в режиме «3:2», 2880x2160 в режиме «4:3»).
Внешне новая камера очень похожа на другие сверхкомпактные модели Panasonic. Ее корпус представляет собой плоский параллелепипед с закругленными боковыми гранями. Для удобства удержания корпус снабжен выступом в левой части передней панели и упором для большого пальца в верхнем правом углу задней панели.
Как и у большинства миниатюрных камер Panasonic, с точки зрения эргономики органы управления расположены практически идеально — они легко достижимы и при этом не мешают держать фотоаппарат. Впрочем, на этом сходство между Lumix DMC-LX1 и другими сверхкомпактными моделями Panasonic заканчивается.
В отличие от миниатюрных моделей Panasonic с их полностью втягивающимся в корпус под шторку объективом, оптическая система Lumix DMC-LX1, вдвигаясь внутрь камеры в «походном» положении, не помещается там целиком. Глубина остающегося снаружи «хобота» равна толщине самого корпуса, а его диаметр таков, что он занимает почти половину передней панели фотоаппарата. Однако даже этот «нарост» не мешает поместить Lumix DMC-LX1 в карман.
Перед включением камеры необходимо снять крышку объектива (которая очень надежно удерживается на нем), в противном случае фотоаппарат выдает предупреждение на ЖК-дисплее. Интервал между нажатием выключателя камеры и ее полной готовностью к съемке составляет всего одну секунду. Перевод объектива из широкоугольного диапазона в длиннофокусный занимает две секунды.
На шахте объектива смонтированы два переключателя. Один расположен сверху и позволяет выбрать соотношение сторон снимка — «16:9», «3:2» либо «4:3». Второй переключатель расположен справа и также имеет три положения — «автофокус», «автофокус в макрорежиме» и «ручная фокусировка». При ручной фокусировке есть возможность настроить фотоаппарат таким образом, что центральная часть изображения с ПЗС-матрицы будет транслироваться на ЖК-дисплей в увеличенном виде — на весь экран либо на его центральную область. Такое решение, в сочетании с высоким разрешением ЖК-дисплея, позволяет вручную, довольно точно навести на резкость объектив.
Камера снабжена подсветкой автофокуса — янтарного цвета светодиод расположен слева над объективом. Для большинства случаев мощности светодиода хватает, однако в помещении, освещенном лампой накаливания на 60 ватт, при максимальном фокусном расстоянии подсветка теряет эффективность на дистанции свыше двух метров. Камера начинает часто «промахиваться» — из четырех попыток сфокусировать объектив удачной оказывается лишь одна, однако обо всех возможных «промахах» фотоаппарат честно предупреждает.
Вспышка камеры также отличается по своей конструкции от предыдущих моделей Panasonic. После нажатия на защелку, расположенную на верхней панели, вспышка выдвигается вверх из верхней панели камеры. Несмотря на скромные размеры излучателя, вспышка обеспечивает уверенную подсветку объектов, удаленных на расстояние до 3 метров — без недодержек и пересвечивания.
Компоновка верхней панели Lumix DMC-LX1 практически стандартна для камер Panasonic и, помимо упоминавшейся вспышки и ее защелки, содержит выключатель, кнопку управления системой оптической стабилизации («режим 1» — стабилизатор работает постоянно, «режим 2» — стабилизатор включается непосредственно перед срабатыванием затвора и «отключено») и кнопку затвора, объединенную с рычажком управления вариообъективом. За счет того, что пользователь нажимает на рычажок не большим, а указательным пальцем, точность регулировки очень высокая.
Рядом находится переключатель режимов «автоматическая экспозиция», «программная экспозиция», «приоритет по выдержке», «приоритет по диафрагме», «ручная экспозиция», «видеосъемка», «сюжет 1», «сюжет 2» и «просмотр». Слева от переключателя расположены микрофон и динамик. Все кнопки и переключатели легко нажимаются указательным либо большим пальцем правой руки.
На нижней панели имеется штативное гнездо и крышка отсека, в котором располагаются модуль памяти и литиево-ионный аккумулятор. Хотя штатив и не загораживает эту крышку, однако его расположение нельзя назвать идеальным, так как оно не совпадает с осью объектива.
Практически все пространство задней панели занимает ЖК-дисплей с диагональю 2,5 дюйма и разрешением 207 000 пикселей. При съемке дисплей используется в режиме видоискателя и с этой задачей справляется превосходно — отображаемое им изображение отличается высокой четкостью и отсутствием шума. Этот же дисплей используется для просмотра отснятых кадров, при этом для точной оценки экспозиции имеются функции отображения гистограммы снимка (соотношения светлых и темных областей) и выделения миганием «пересвеченных» участков изображения.
Справа от ЖК-дисплея находятся остальные органы управления камерой, особый интерес у опытного пользователя должны вызвать кнопка «AF/AE LOCK» (служит для блокировки экспозиции и автофокуса) и расположенный ниже микроджойстик, позволяющий быстро изменять диафрагму и выдержку, вручную фокусировать объектив, а также настроить баланс белого, светочувствительность, разрешение и степень сжатия кадра.
Под микроджойстиком крестообразно расположены пять кнопок. Центральная - «MENU», служит для вывода меню камеры на экран, остальные кнопки используются для перемещения по пунктам меню. Кроме того, кнопка «влево» позволяет включить автоспуск, а кнопка «вправо» служит для настройки вспышки («автомат», «автомат+подавление эффекта красных глаз», «принудительное срабатывание», «съемка с длинной выдержкой+подавление эффекта красных глаз»). В свою очередь, кнопка «вниз» включает просмотр последнего кадра, а кнопка «вверх» предназначена для компенсации контрового света, экспокоррекции (диапазон +/- 2 EV с шагом 1/3 EV, где EV — экспочисло), эксповилки (3 снимка в диапазоне +/- 1/3 EV, +/- 2/3 EV или +/- 1 EV, где EV — экспочисло) и корректировки цветовой температуры.
Ниже располагается еще одна пара кнопок. Кнопка «DISPLAY/PWR LCD» регулирует объем отображаемой на ЖК-дисплее информации — как при съемке, так и при просмотре кадров. Правее находится кнопка, которая включает режим непрерывной съемки (от 5 до 9 снимков со скоростью от 2 до 3 кадр/с), а в режиме просмотра служит для удаления кадров.
В режиме съемки экран содержит различные служебные пиктограммы, в частности, режимы съемки и вспышки, чувствительность по ISO, разрешение и степень сжатия кадра, уровень заряда аккумулятора, предупреждение о «длинной» выдержке, количество возможных кадров и многое другое.
Нажатие кнопки «DISPLAY/PWR LCD» приводит к появлению гистограммы, повторное нажатие убирает все пиктограммы, заменяя их линиями кадрирования, делящими экран на 9 частей. Еще одно нажатие кнопки «DISPLAY/PWR LCD» убирает линии кадрирования. Объем отображаемой информации зависит также от режима съемки — при «автоматической экспозиции» число пиктограмм уменьшается. При использовании различных функций, будь то экспокоррекция или корректировка цветовой температуры, на ЖК-дисплей выводится информация, позволяющая выбрать требуемые параметры.
При нажатии кнопки «MENU» появляется меню камеры, состоящее из двух разделов. При этом в разделе «Rec» пользователь на трех страницах может настроить:
- баланс белого («автомат», «солнечно», «облачно», «лампы накаливания» и по эталону);
- чувствительность (ISO 80-1600);
- разрешение и степень сжатия снимка;
- запись голосовых комментариев;
- экспозамер (точечный/матричный/центровзвешенный);
- режим фокусировки (многозоновый из 9 и 3 опорных точек, точечный);
- режим непрерывной фокусировки;
- подсветку автофокуса;
- цифровую трансфокацию;
- эффекты («холодные тона», «теплые тона», «черно-белое фото», «старое фото»);
- корректировку снимка (контрастность — «пониженная», «повышенная», четкость — «пониженная», «повышенная», цветонасыщенность — «пониженная», «повышенная», шумоподавление — «пониженная», «повышенная»);
- съемку слайд-шоу.
В режиме съемки «сюжет1» и «сюжет2» из дополнительного раздела меню пользователь может выбрать один из сюжетов:
- «портрет»;
- «спорт»;
- «натюрморт»;
- «пейзаж»;
- «ночной портрет»;
- «ночной пейзаж»;
- «дети»;
- «нежная кожа»;
- «свеча»;
- «вечеринка»;
- «фейерверк»;
- «снег»;
- «звездное небо»;
- «автопортрет».
Раздел «Setup» состоит из трех страниц, посредством которых можно настроить:
- яркость ЖК-дисплея;
- автоматический просмотр последнего отснятого кадра;
- интервал перед автоматическим выключением;
- масштабирование при ручной фокусировке;
- звуковые эффекты;
- имитацию звука затвора;
- громкость динамика;
- время/дату;
- нумерацию файлов (сквозную либо со сбросом);
- сброс настроек;
- режим порта USB при печати (совместимость с Direct-Print либо PictBridge);
- индикацию «пересвеченных» областей кадра;
- стандарт видеосигнала (NTSC/PAL);
- формат отображения на ТВ;
- единицы длины при ручной фокусировке;
- автоматическое появление списка сюжетов;
- язык меню.
В режиме просмотра на ЖК-дисплее, помимо снимка, отображаются уровень заряда аккумулятора, номер и имя файла текущего кадра, его разрешение, степень сжатия, а также время и дата съемки. Пользователь может вызвать на экран дополнительную информацию о кадре, нажав кнопку «DISPLAY/PWR LCD». В результате появятся данные о диафрагме, выдержке и чувствительности, использовании вспышки, а также гистограмма.
При нажатии кнопки «MENU» появляется меню камеры, состоящее из двух разделов. При этом в разделе «Play» пользователь на двух страницах может использовать функции:
- слайд-шоу;
- списка избранных файлов;
- поворота снимка;
- настройки печати;
- защиты от стирания;
- редактирования голосового комментария;
- изменения разрешения снимка;
- кадрирования отснятого изображения;
- изменения формата снимка;
- форматирования модуля памяти.
При помощи рычажка управления вариообъективом можно включить масштабирование (вплоть до 16X) либо индексный режим просмотра (9, 16 и 25 кадров).
Основного нарекания в камере Lumix DMC-LX1 заслуживает ее ПЗС-матрица. Практически в каждом кадре, снятом внутри помещения, присутствует шум (даже при съемке со вспышкой), при этом установка эквивалентной чувствительности на минимум (ISO 80) не помогает. Вначале подозрение пало на сравнительно «длинную» выдержку (1/30), однако при переключении камеры в режим «приоритет по выдержке» и установке выдержки 1/200 шум в кадре остался. Столь придирчивый подход к уровню шума объясняется позиционированием камеры во время рекламной кампании — в частности, утверждалось, что Lumix DMC-LX1 по качеству кадра в состоянии конкурировать с лучшими моделями любительской цифровой фототехники.
Нажмите для увеличения
При тестировании камеры в режиме макросъемки объектив, установленный на минимальное фокусное расстояние, смог сфокусироваться на объекте, отстоящем от «дульного среза» оптики на 5 см. Для сверхкомпактной камеры это вполне достойный результат.
Нажмите для увеличения
Для съемки в естественном освещении был выбран объект розового цвета, помещенный на белый фон. Цветовая гамма была передана безукоризненно, никаких следов шума в кадре обнаружено не было. Затем в качестве источника света использовалась лампа накаливания, в результате в режиме автоматического баланса белого наблюдались искажения цветовой гаммы: фон приобрел желтый оттенок, а объект съемки — кремовые тона.
Нажмите для увеличения
После переключения баланса белого в режим «лампы накаливания» желтый оттенок фона стал едва заметен, а розовый цвет объекта съемки стал выглядеть совершенно натуральным. При выборе баланса белого по эталону» фон получился снежно-белым, а цвет объекта съемки – идеально розовым.
Нажмите для увеличения
При съемке со вспышкой благодаря подсветке автофокуса снимки получились резкими и с превосходной цветопередачей, но из-за малой дистанции (около 10 см) изображение оказалось «передержанным». После корректировки экспозиции на величину «– 2 EV» (где EV — экспозиционное число) кадры приобрели идеальную экспозицию.
Нажмите для увеличения
Как и большинство камер Panasonic, модель Lumix DMC-LX1 снабжена системой оптической стабилизации изображения MEGA O.I.S., позволяющей уверенно вести съемку в условиях, требующих «длинной» выдержки в сочетании с большим фокусным расстоянием. Камера имеет два режима стабилизации — в первом стабилизатор работает непрерывно, во втором он включается только в момент срабатывания затвора. Для проверки системы MEGA O.I.S. была проведена съемка номеров автомобиля, расположенного на достаточном удалении. При максимальном фокусном расстоянии и выдержке 1/10 оба режима стабилизации обеспечили четкое изображение — номера читались без малейших проблем. При отключенной стабилизации на половине снимков номер с большим трудом можно было разобрать, на второй половине кадров изображение было неразличимым.
Нижняя панель Lumix DMC-LX1 содержит крышку, под которой находятся слот модулей памяти и отсек источников питания. Чтобы открыть крышку, необходимо сдвинуть ее в сторону левой панели. Данные хранятся на наиболее популярном типе памяти — модулях Secure Digital. Чтобы извлечь модуль, достаточно нажать на него, после чего он выдвинется из своего слота.
Литиево-ионный аккумулятор CGA-S005E (3,7 В, 1150 мА/ч), который используется в Lumix DMC-LX1, обеспечивает съемку 240 кадров (не менее половины — со вспышкой). Чтобы вытащить аккумулятор, необходимо нажать на защелку рядом с левой панелью камеры.
На левой панели камеры под крышкой располагаются два разъема. В верхний разъем можно подключить как кабель видеовыхода, так и кабель порта USB (и первый, и второй включены в комплект камеры). Нижний разъем представляет собой гнездо питания.
В комплекте с Lumix DMC-LX1 имеются кабели для подключения к порту USB и видеоаппаратуре, инструкция по эксплуатации и компакт-диск с программным обеспечением, зарядное устройство с сетевым шнуром, а также ремешок–темляк и шнурок для крышки объектива (на снимке не показаны).
Несмотря на солидный внешний вид объектива и обилие функций, Lumix DMC-LX1 сложно назвать «достойной заменой» таких многоцелевых камер, как Canon PowerShot G6 или Olympus C-7070. Тем не менее, новая модель Panasonic отличается очень хорошим для сверхкомпактной техники качеством изображения, а «широкоформатная» ПЗС-матрица в сочетании с широкоугольным объективом делает эту модель по-настоящему уникальной.