Мобильный криминал: куда исчезают деньги с телефона
Все, кто пользуется мобильными телефонами, прекрасно знают, что такое баланс лицевого счёта и что он имеет свойство стремиться к нулю. Ну а тратить деньги, которые лежат на этом самом счёту, уж точно привыкли все. Но вот если телефон сам начинает тратить деньги?! Абоненты начинают винить в этом нечистых на руку операторов, да вообще всех, кроме себя. Верно ли это? Как ваша трубка может превратиться в «трубу» для денег?..
Большинство из нас пользуются мобильниками не первый день. И вроде бы все механизмы и принципы общения в сотовых сетях понятны и ясны. Тарифы с каждым днём становятся все прозрачнее, детализированные счета по e-mail и прочие радости жизни должны помогать нам отслеживать все наши траты до копейки. Но всё равно иногда возникают моменты, когда деньги со счёта каким-то мистическим образом пропадают.
Раньше было очень популярно критиковать операторов и говорить, что они «воруют» со счетов абонентов каждый день немного денег. Детализированные счета развеяли эти заблуждения, но деньги пропадать не перестали. Куда же исчезают кровно нажитые рубли и условные единицы? Улетают ли они в какую-то мистическую трубу или же оседают на счетах каких-то конкретных мошенников? Какие виды криминала развились благодаря активному использованию мобильно связи? Посмотрим, оценим… Ведь предупреждён – значит вооружён.
Но прежде обратимся к комментариям экспертов. Свое мнение о пропажах средств с лицевых счетов абонентов специально для Ferra.ru высказал представитель «МегаФон-Москва».
Ferra.ru: Пропажа средств с лицевых счетов абонентов – миф или реальность? Насколько эта проблема касается операторов и почему вообще она существует?
Роман Проколов, советник генерального директора ЗАО «Соник Дуо» («МегаФон-Москва») (www.megafonmoscow.ru):
Проблема «исчезновения средств» достаточно активно обсуждалась в Москве в конце 90-х, и связано это было с несовершенством биллинговых систем ряда операторов: средства не «исчезали», но механизм их списания был слишком запутанным и сложным. С тех пор сотовые компании сделали достаточно много для повышения прозрачности своих расчётов с абонентами. Позитивную роль в решении этой проблемы сыграла конкуренция на рынке, усилившаяся после появления в Москве в 2001 году нового мобильного оператора, оснащённого современным и прозрачным биллингом.
Беседовал: Дмитрий Рябинин, dm@ferra.ru редактор раздела «Телефоны», Ferra.ru (Rambler-компьютеры) |
|
Как видим, операторы лишь подтверждают, что виноваты сами абоненты. Рассмотрим те ситуации, когда деньги пропадают не по чьей-то злой прихоти, а просто из-за нашей с вами рассеянности и невнимательности.
Товарищ, ты сам свой злейший враг!
Как показывает практика, большинство жалоб и претензий абонентов относительно «пропавших со счёта денег» и «неправильной тарификации» – это проблемы самих абонентов. И дело тут не в том, что оператор не хочет отвечать за свои действия. Просто лишние деньги, пропавшие со счёта, – дело рук самого абонента. Посмотрим, как такое может случиться.
Незаблокированная клавиатура
Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда на мобильный приходит звонок, а на ваши крики «Алло! Говорите!» в ответ слышатся только чьи-то шаги или звуки метро. И правда. На обычном телефоне, для того чтобы сделать повторный звонок на последний набранный номер, достаточно два раза нажать кнопку вызова. Если телефон во внутреннем кармане пиджака, то сделать это случайно довольно сложно, а вот если он в женской сумочке, где помимо мобильного лежит ещё тысяча и одна вещь, – вполне возможно. Причём заметить такой звонок не всегда получается.
У многих аппаратов есть такая проблема: если вы звонили несколько раз подряд на один и тот же номер, сохраняется информация только о последнем вызове. Поэтому человек, просматривая «последние набранные», может просто не обратить внимания на время звонка, которое отличается от времени реальной беседы с другим абонентом.
Бороться с такой проблемой довольно просто – блокировать клавиатуру. Временами забываешь об этом, но блокировка кнопок придумана не зря и является очень полезной функцией, хотя и очень простой. Ну или можно приобрести себе «раскладушку», которая в закрытом виде хочешь не хочешь, а делает кнопку вызова недоступной для случайного нажатия.
SMS-сервисы и прочие радости жизни
Сейчас только ленивый не предлагает оправить SMS на короткий номер **** и получить какое-то простенькое удовольствие. Кто-то раздаёт мелодии и картинки, кто-то торгует «флиртом и знакомствами», кто-то вообще предлагает научить абонентов целоваться. Короче говоря, ассортимент предлагаемых услуг необозримо широк. Но за удовольствие нужно платить – это знает каждый.
Единственная загвоздка в том, что ответ на вопрос, сколько именно платить, чаще всего написан самым мелким шрифтом в самом неприметном месте. Либо не написан и не освещён вовсе. Многие используют формулировку «услуга платная». Насколько она платная, узнать можно лишь опытным путём.
Или же цены на те или иные услуги указываются, но без учёта всех налогов. Если вы заказали услугу всего один раз, то, может, даже не заметите, что с вас сняли лишние 18% от стоимости мелодии. Однако если вы решили загрузить на свой телефон полную коллекцию хитов от Димы Билана, группы «Звери» и «ВИА Гра», то эта «недомолвка» относительно налогов может влететь вам в копеечку.
Способов избежать потери денег несколько: либо внимательно читайте и слушайте рекламу понравившегося сервиса, либо не пользуйтесь подобными услугами в принципе. Больше тут посоветовать нечего.
Неправильно набранные номера
Если не все номера, которыми вы пользуетесь, сохранены в телефоне/на «симке», то вам регулярно приходится набирать чей-то номер либо по памяти, либо «с бумажки». В принципе, никаких проблем с этим обычно не возникает, но бывают «хитрые» номера.
Обычному человеку привычно делить семизначный номер на блоки цифр 3-2-2. С федеральными мобильными, соответственно, +7-3(префикс)-3-2-2. Но это в идеале. А если номер выглядит, например, так: +79033377328. Глаз, привычный отделять префикс от остального номера, не сразу сможет распознать первые три цифры самого номера (337), и велика вероятность, что после префикса абонент наберёт 333. Такие проблемы чаще всего возникают, когда номер набирается в спешке, на ходу. Часто с экрана чужого мобильника.
Так что посоветовать можно только одно: будьте внимательнее и проверяйте себя. Ну и смотрите, чтобы лишних цифр в набранном вами номере не было. А ещё проще – держите все контакты в электронном виде на телефоне.
Звонки в нетрезвом виде
Есть такая проблема. Выпивший человек куда больше тянется к общению, чем трезвый. В тот славный период, когда агрессия и «ты меня уважаешь?» ещё не появились, абоненты очень часто делают много ненужных и часто длинных звонков. Необходимости в этих звонках нет и быть не может в принципе.
Просто где-то в разговоре всплывает чьё-то имя, которое вызывает бурные воспоминания и ностальгию или тоску у окружающих. После чего компания навеселе звонит (часто ночью) несчастному человеку, чтобы хором поинтересоваться, как у него дела. Впрочем, ответ «хорошо» обычно не удовлетворяет «отдыхающих», и разговор ни о чём часто затягивается.
|
Крепко выпил? Позвони другу! |
Но это ещё довольно позитивное развитие событий, которое предполагает, что хозяин телефона в курсе того, что он куда-то звонил. Однако бывает так, что мобильный, выложенный в начале вечера на стол, попадает в чьи-то «нетрезвые руки». Тогда владельца трубки наутро может ждать неприятный сюрприз в виде нулевого баланса.
Посоветовать тут можно только одно: знайте меру! И следите за своими вещами.
Незавершённые вызовы
Москва – город современный и развивающийся. Спору нет. Однако ситуация с АТС в столице всё ещё далека от идеала. До сих пор в городе есть аналоговые, пошаговые АТС, которые могут доставлять некоторые неприятности. Например, трубка городского телефона, повешенная на одном конце, не гарантирует завершения вызова у абонента мобильной связи на другом конце.
Тут ничего не поделаешь. Надо ждать тотальной модернизации телефонных сетей. А пока она не наступила – смотреть после завершения вызова на экран, чтобы убедиться, что вызов действительно закончен и на экране вновь название вашего оператора.
SMS по-русски
Многие пользуются SMS. Да что там говорить – все пользуются SMS! Но кто-то по старинке набирает с помощью обычного ввода транслитом ya tebya lublu, а кто-то, ловко используя русский Т9, чеканит любовные письма и стихи. Однако первый платит меньше.
Дело тут в том, что размер одного SMS изменяется в зависимости от языка. Максимальное сообщение на латинице состоит из 160 знаков, а на кириллице – из 70. Следовательно, если вы напишете кириллицей сообщение длинной в 160 знаков, с вас снимут денег не за одно сообщение, а за все три. Хотя у вас на экране всё будет выглядеть просто чудно.
Так что имейте в виду: русский язык могуч и велик, но довольно дорог. Если надо написать длинное сообщение, можно подумать и о старом добром транслите.
Звонки на городские номера с АОН
Довольно простой способ расстаться с деньгами. Особенно для тех, у кого в тарифе прописана плата за соединение. При звонке на городской номер, оснащённый автоматическим определителем номера, сначала трубку «берёт» не человек, а АОН, который и пробивает ваш номер.
Для вас и дальше идут гудки, и если вы не слышали щелчка определителя (отвлеклись, например), то можете и дальше слушать длинные гудки как ни в чём не бывало. А средства с вашего счёта в это время спокойно пропадают, как будто вы активно общаетесь с тем человеком, которого и вовсе нет дома.
Бороться с АОН смысла особого нет. Просто узнайте, у кого из друзей и знакомых стоят определители, и будьте аккуратнее при звонках на их домашние номера, когда ваш баланс близится к нулю.
Ежедневная абонентская плата
Многие пользователи знают о своём тарифном плане только то, что написано большими буквами на наружных рекламах. Разбираться в каких-то копейках и центах они считают делом неблагородным и бесполезным. Однако когда приходят счета, эти самые абоненты начинают рвать и метать. Как так получилось, что приходится платить в два раза больше ожидаемого?
Тут посоветовать можно только одно – не торопитесь и читайте все бумажки, которые вы получаете при подключении, до конца. И особенно то, что написано мелким шрифтом под звёздочкой. Многие операторы предлагают либо тарифы с ежедневной абонплатой, либо услуги, которые тоже оплачиваются ежедневно. Конечно, от ежедневных платежей по 2-3 цента ваш счёт не уйдёт в минус, но ощущение того, что деньги куда-то пропадают, возникнуть может. Так вот они не пропадают, они списываются согласно тарифу.
Совет простой – читайте «инструкцию». RTFM.
Но вот, наверное, и всё, чем вы можете себе навредить. Теперь посмотрим, как пользуются мобильными технологиями настоящие мошенники и преступники.
Оригинал статьи: "Мобильный криминал: куда исчезают деньги с телефона" на Ferra.ru