«Санитары подземелий» – игра имени Гоблина
О разработке эпохального шедевра российского игрового рынка «Санитары подземелий» начали говорить ещё задолго до появления дисков на прилавках. «Автор сценария», Дмитрий Пучков aka Goblin обещал порадовать «личный состав» к весне нынешнего года, оговорившись, правда, что «Сделать хорошо – быстро не получается!». Тем не менее «Санитары» не превратились в очередной долгострой, подобно уже кажущемуся мифом мегахиту «S.T.A.L.K.E.R.», и с полугодовой задержкой всё-таки вышли в массы.
Эх, полным-полна моя коробочка!
Но для ситца и парчи, увы, места не хватит. Как не хватит и для того, чтобы унести все дорогостоящие игрушки из локации «Заброшенная шахта», навсегда исчезающей с карты планеты «Матросская Тишина» после её посещения. Слёзы жадности наворачиваются при виде груды винтовок и обрезов, которые никогда не станут хрустящими купюрами в кошельках героев.
Вспомним славный культовый «Fallout», где в качестве носильщика можно было использовать жену (или мужа – в зависимости от пола основного персонажа), а впоследствии – купленный автомобиль. Да и рюкзак был более вместительным, ограничивающим своего владельца лишь максимальным весом. Разработчики «Санитаров» просто плюнули на сложную систему расчёта массы носимого груза. Маска террориста в игре равна по объёму пяти малым аптечкам, а штык-нож двум ручным гранатам. Однако это ещё цветочки! По мнению создателей, сто винтовочных патронов вполне адекватны… колоде игральных карт.
Вот такая прикладная физика! Но и это ещё не всё. Интересно, если не сказать больше, реализован обмен вещами между персонажами игрока. Оказывается, для того чтобы передать что-либо от одного героя другому, совершенно не обязательно находиться по соседству. При попытке обмена между двумя персонажами третий получает возможность меняться предметами, находясь в любой точке карты. Если же героев только двое, роль посредника может сыграть любой сундук или торговец. Кстати, торговцы в игре – это ещё одна «грустная песня». Аптекарь не продаёт оружие, а продавец еды – лекарства. Однако они с удовольствием скупают любые предметы, кроме тех, что специально созданы для квестов. Но на прилавках купленные товары не появляются, пропадая где-то в недрах цифрового мира игры. Цены зашкаливают, так что с покупкой мощных стволов или прочной брони стоит повременить. Как правило, всё это находится у отправленных на тот свет противников, «что не может не радовать».
Враги сожгли родную хату
Видеофильм с участием живого Гоблина старательно внушает нам мысль, что каждый NPC на планете – потенциальный противник.
Подонки всех мастей и звери-мутанты подстерегают героев на каждом шагу. Всё, что не нападает первым, может и должно стать едой. Еда это жизнь. Такова нехитрая логика разработчиков игры, по всей видимости, заимствованная ими у автора «правильных» и «смешных» переводов. Что же, над созданием противников разработчики «Санитаров» потрудились на славу. Галерея монстров включает и гигантских крыс-мутантов, и разросшихся до неимоверных размеров насекомых, и злобных человекообразных обезьян. Авторы сделали хищниками даже несчастных страусов, ставших в игре смертоносными ядовитыми тварями.
Остаётся лишь догадываться, как весь этот безумный зоопарк до сих пор не пожрал мирное население планеты. Ведь дикое зверьё жутко агрессивно и с одинаковым упорством нападает как на безоружного, так и на вооружённого до зубов героя, сражаясь до последнего дыхания. Человекообразные же выбирают более изощрённую тактику: враги стреляют до тех пор, пока их здоровье не опустится до критической отметки. Затем, осознав «всю глубину своего падения», отправляются за подкреплением. Кое-кто даже пытается залечь и спрятаться за различные предметы. Правда, после приобретения дальнобойной винтовки «Полная труба» у части из них в прямом смысле сносит башню.
Не обходится и без курьёзов. Например, если пытаться сбежать от человека с гранатой, то рано или поздно он превратится в смертника-шахида – взорвёт и себя, и зазевавшегося героя. Враги в бронекостюмах «Полный Пэ», похоже, теряют не только ловкость, но и остатки мозгов. Выбрав цель, они медленно, но неуклонно преследуют её, чтобы… стать жертвой любого бегущего за ними противника. Убив на приличном расстоянии одного из мирно беседующих вооружённых людей, не стоит удивляться бездействию его соседей. Это непостоянное, но весьма частое явление в «Санитарах», так как тюрьма делает людей чёрствыми и нечувствительными к чужой боли. Однако самый главный сюрприз еще впереди. Видимо, так и не решившись ввести в игру древнего Ктулху, разработчики успешно заменили его гигантским монстром – маткой богомола.
Поняв способ уничтожения этого чудовища с габаритами тяжёлого танка и сумасшедшим количеством хит-пойнтов, следует либо запастись терпением, наблюдая за героями, тупо расстреливающими боезапас, либо отправиться на кухню, поблагодарив разработчиков за предоставленный получасовой кофе-брейк. Иного смысла наличия матки богомола в локации «Сожжённая деревня» нам найти так и не удалось. Кстати, о «случайных» локациях.
В отличие от «Fallout», в «Санитарах» их попросту нет, так что стоит забыть о возможности остановиться на карте для восстановления сил или отстрела мирно пасущихся монстров. Зато уж если попасть в заботливо приготовленную разработчиками зону охоты, то покинуть её можно, лишь отстреляв всех без исключения противников. И как тут снова не вспомнить «Fallout», где с поля боя можно сбежать, оторвавшись от врага на солидное расстояние. В целом игровую концепцию «Санитаров подземелий» весьма метко озвучил один из героев-десантников: «Бой – это единственное средство достижения победы… м-м-м… в бою».
Хоп, хей, ла-ла-лей. Где вопрос и где ответ?
Продвигаясь по игровому миру, можно не только заработать приятные бонусы в миссиях типа найди-убей-принеси, но и в полной мере насладиться полётом фантазии бывшего оперуполномоченного. В числе шедевров и комичная история про влюблённую парочку гомосексуалистов – толстого негра Рому и тщедушного китайца Джули, семьи которых не позволяли им слиться в упоительном экстазе; и поиски золотого унитаза для Степана и Люси Лю.
Не отстают от NPC и персонажи игрока. В обычном состоянии герои радуют нас незатейливыми армейскими шутками, а напившись местного слабоалкогольного кваса (с целью поправки пошатнувшегося здоровья), солдатская братия пляшет и поёт. Поёт и пляшет. Пьяный Кабан, например, становится поклонником древнего певца с планеты Земля – Леонида Агутина, а Демон несёт в массы творчество Сергея Шнурова. Вся игра просто кишит забавными персонажами: неграми-арийцами, чеченскими бандитами, китайскими гастарбайтерами.
Есть в «Санитарах» и религиозная тема: монахи Грибового, госпиталь Святого Кондратия, секта людоедов – свидетелей Тайной Вечери. Список блестящих и просто удачных шуток Гоблина можно продолжать до бесконечности, но рамки нашего обзора не позволяют столь глубоко развивать эту тему. Тем не менее ложку дёгтя в этот медовый чан мы всё же добавим. Квесты в «Санитарах» страдают линейностью, то есть некоторые отклонения возможны, но выбор методики решения сильно ограничен. В качестве примеров можно привести квест о нападении на монастырь Грибового, где тревогу поднимают даже при полной ликвидации внешней охраны. Задача поиска похищенной формы арийского офицера решается только путём покупки её у похитителя. Добавим к этому обязательную смерть несчастных Ромы и Джули от рук озлобленных Капулянов. Основной сюжетный квест вообще не терпит принципиальных корректировок. Жёстко прописанный скрипт ведёт нас к неминуемому и вполне предсказуемому финалу, так что игра почти не оставляет вопросов в стиле «а что, если бы». Как тут не вспомнить старый добрый «Fallout», где основной сюжет предусматривал не только выбор личного состава группы, но и способ достижения финальной битвы. Заметим, что речь идёт об игре десятилетней давности. Сегодня на дворе уже шестой год двадцать первого века, вычислительная мощность компьютеров увеличилась в десятки раз, а наши «доблестные» программисты, похоже, застряли где-то на рубеже девяностых. Отчасти это касается и графики.
Оригинал статьи: "«Санитары подземелий» – игра имени Гоблина" на Ferra.ru