«Санитары подземелий» – игра имени Гоблина
О разработке эпохального шедевра российского игрового рынка «Санитары подземелий» начали говорить ещё задолго до появления дисков на прилавках. «Автор сценария», Дмитрий Пучков aka Goblin обещал порадовать «личный состав» к весне нынешнего года, оговорившись, правда, что «Сделать хорошо – быстро не получается!». Тем не менее «Санитары» не превратились в очередной долгострой, подобно уже кажущемуся мифом мегахиту «S.T.A.L.K.E.R.», и с полугодовой задержкой всё-таки вышли в массы.
Начало – полдела…
О разработке эпохального шедевра российского игрового рынка «Санитары подземелий» начали говорить ещё задолго до появления дисков на прилавках. «Автор сценария», Дмитрий Пучков aka Goblin, во время нашего декабрьского интервью, обещал порадовать «личный состав» к весне нынешнего года, оговорившись, правда, что «Сделать хорошо – быстро не получается!». Тем не менее «Санитары» не превратились в очередной долгострой, подобно уже кажущемуся мифом мегахиту «S.T.A.L.K.E.R.», и с полугодовой задержкой всё-таки вышли в массы к тихому восторгу фанатов бывшего оперуполномоченного.
Следует заметить, что число сторонников и противников автора «правильных» и «смешных» переводов иностранной кинопродукции примерно одинаковое. «Феномен» Гоблина есть не что иное, как яркое отражение старой как мир проблемы отцов и детей, описанной ещё у Тургенева. Старшее поколение не одобряет откровенный мат и казарменные шутки, а младшее с восторгом цитирует полюбившиеся фразы и реплики, формируя идиомы нового русского языка. Впрочем, спорить о полезности или вредности продуктов творчества г-на Пучкова абсолютно бессмысленно, ибо конъюнктура сбыта явно свидетельствует об успехе, и любые акции противников будут лишь подогревать интерес. Имя Goblin давно уже стало раскрученной торговой маркой, или, как принято говорить сегодня, брендом, который просто обязан зарабатывать неплохие деньги для его обладателя, а также может служить хорошей ширмой для посредственных продуктов. Наш обзор «Санитаров подземелий» – это попытка, не попав под обаяние бывшего оперуполномоченного, максимально беспристрастно проанализировать «титанический труд» разработчиков игры.
Дмитрий Пучков как зеркало русской революции
«Матросская Тишина», зона планетарного масштаба, куда направлены с особым заданием герои одноименной книги Д. Пучкова – бойцы спецотряда «Упырь», напоминает нашу родную планету, точнее, одну шестую её часть. Лёгкий гротеск лишь усиливает сходство, и через некоторое время начинаешь задумываться о том, что постройка космического челнока, вокруг которого и разворачивается сюжет игры, не такая уж плохая мысль. Однако не торопитесь, ибо в мире Гоблина нет места, куда можно сбежать от пугающей враждебной реальности. Видимо, в силу специфики предыдущего места работы бывший оперуполномоченный считает человечество сборищем подонков, «жадных детей», и политически незрелых потенциальных преступников. Управлять же этим вселенским хаосом призвана строго ограниченная группа ответственных «камрадов» с чистыми руками, горячими сердцами и… далее по Ф. Дзержинскому. Путь в светлое будущее, несомненно, лежит через горы трупов и тяготы походов, составляющих лейтмотив творчества Гоблина. Но довольно о грустном. Пора поближе познакомиться с реализацией бессмертных идей г-на Пучкова.
Рецепт ирландского рагу
Сразу оговоримся, что отправка спецназовцев в качестве тайных агентов в тюрьму представляется нам весьма сомнительной затеей. Впрочем, Пучкову, как бывшему сотруднику МВД, виднее. И всё же, несмотря на некоторую надуманность сюжетной линии, игра захватывает с первой минуты. Некоторое время назад на экраны вышла картина «Лига выдающихся джентльменов», где против обычного мирового зла вместе сражаются Капитан Немо, Доктор Джекил, Том Сойер и прочие герои книг XIX века. Фильм абсолютно бредовый по своей сути, но подсознательное желание аудитории узнать, кто же победит в схватке между Робокопом и Годзиллой, обеспечило ему неплохие кассовые сборы. Аналогия эта неслучайна, так как разработчики «Санитаров», не озаботившись выдумыванием «фирменного стиля», смешали всё, что смогли отыскать в компьютерных играх недавнего прошлого. Казарменный юмор и принцип ведения боя из «Агонии власти» здесь соседствуют с панцеркляйнами и нацистами из «Операции Silent Storm». Постапокалиптическая разруха и музыкальная тема вызывают острую ностальгию по «Fallout», а отечественный колорит от Гоблина в виде новорусских пацанов, банка «Конкретный», казино «Счастливое очко» и «Промзоны» превращает фантастическую RPG про космодесантников в попурри из игр минувшего десятилетия. В качестве наиболее свежих ингредиентов для этого игрового салата оливье были выбраны гигантские человекоподобные роботы и обрез калибра 16 мм с ласковым названием «Превед».
За кадром остались лишь мегамонстры Медвед и Ктулху, которых с успехом заменил целый выводок активных гомосексуалистов, неонацистов и прочих вполне современных маргиналов. Впрочем, об этом чуть позже, а сейчас кратко подведём итоги. Итак, разработчики «Санитаров подземелий», не создав собственной концепции, умело использовали наработки своих иностранных и отечественных коллег. Благодаря этому игра получилась хотя и увлекательной, но лишённой оригинальности.
Горе от ума
Как и подобает классической RPG, «Санитары» начинаются с генерации основного персонажа, выбора его параметров и навыков. Увеличить одни физические показатели можно, лишь пропорционально уменьшая другие.
Стоит отметить, что для космодесантника Кабан, мягко говоря, слабоват. Силу, здоровье и ловкость бойца можно довести до максимума, сделав его некоммуникабельным дебилом.
Можно смириться с низким интеллектом (в самом деле, зачем военному мозги?!), но общаться в игре придётся немало. Впрочем, об этом несколько позже. Влияние показателей на поведение самого персонажа несколько удручает. Так, например, награждение Кабана навыком «рукопашный бой» едва ли даст ожидаемый результат, ибо битвы на кулаках и холодным оружием в игре реализованы просто отвратительно. Суть проблемы кроется в самом принципе расчёта атаки.
Как видите, вероятность удачной атаки (под удачной атакой подразумевается нанесение повреждений как таковых, а не их размер) очень сильно зависит от случайного числа, генерируемого компьютером. То есть если противник обладает сильной защитой, то, скорее всего, ваши удары не достигнут цели вообще. Один из возможных выходов – попытка прокачать основные боевые параметры героя ещё до начала игры, так как с приобретением уровня физические показатели персонажа не меняются. И мы снова возвращаемся к образу мощного непривлекательного кретина. Есть, правда, и другой путь: перетерпев все тяготы и лишения, получить-таки огнестрельное оружие.
А полковник Кольт уравнял всех
Первый ствол достаётся Кабану достаточно рано, ещё во время стахановского труда на «Промзоне». Правда, возникают другие проблемы – частые осечки и нехватка патронов, но это лишь на ранней стадии игры. Оружие становится надёжнее, а патронов столько, что можно лишить жизни всех обитателей «Матросской Тишины», вместе взятых.
Стволов в игре достаточно, а их многообразие подчас сбивает с толку. Помимо ординарных моделей есть несколько уникальных вариантов наподобие дробовика «Обломов».
Кроме того, можно модифицировать оружие и броню у специально обученного мастерового люда. Удовольствие это не из дешёвых, но инстинкт выживания выигрывает. Броня в игре сделана на совесть, однако без недоработок всё же не обошлось. Дикие звери планеты «Матросская Тишина» наносят повреждения десантнику, облачённому в бронекостюм «Полный Пэ» (аналог панцеркляйн из «Silent Storm»), а защитная имперская броня странным образом пропускает повреждения, оставаясь при этом совершенно целой.
Звери, грызущие металл, это ещё куда ни шло, но волшебный костюм десантника уже явный перебор. Однако это ещё не всё. В игре нет ни одного глушителя, а снайперская винтовка, оснащённая магазином, появилась лишь ближе к финалу. И если последнее ещё можно объяснить заботой о балансе между огневой мощью героев и NPC, то отсутствие бесшумного оружия вызывает, мягко выражаясь, сомнение в профессионализме разработчиков. Справедливости ради заметим, что автоматическое оружие выглядит неплохо, да и стреляет тоже. Обычных же пистолетов неприлично много, причём их ненужность ощущается уже во второй половине игры. В итоге, не желая терять деньги, приходится забивать рюкзак до отказа, то и дело путешествуя к ближайшим торговцам.
Оригинал статьи: "«Санитары подземелий» – игра имени Гоблина" на Ferra.ru