Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) и прочие параметры измерялись при максимальном уровне громкости как для 16 бит, так и для 24 бит. В режиме 16 бит карта продемонстрировала рекордные показатели (особенно на 48 кГц дискретизации), которые практически совпали с заявленными техническими параметрами.
Гораздо интереснее рассмотреть режим 24 бит 96 кГц, поскольку именно тут выползает «шитое белыми нитками». Результаты измерений (<=20 кГц) для воспроизведения снова впечатлили: сигнал/шум-109,2 дБА, динамический диапазон 109,1 дБА, THD + N 0,0013%, IMD + N 0,0064%, crosstalk-100,3 дБ.
Спад АЧХ на ультразвуковых 40 кГц с первого взгляда может показаться слишком сильным, однако мало какой ЦАП может похвастаться не загнутым «хвостом». Радостный сюрприз: эквалайзер не обрезает ультразвуковые частоты. А вот «кристаллайзер» почему-то резко обрубает всё, что выше 20 кГц.
|
АЧХ воспроизведения (24 бит 96 кГц) |
АЧХ записи – закономерна для АЦП такого уровня. Критичного ничего нет. В процессе данного тестирования было выявлено, что на уровень фоновых шумов в записи X-Fi XtremeMusic сильно влияет, подключён ли источник к звука к сети 220 В или же питается от аккумуляторов (проверено – сам источник здесь ни при чём). Динамический диапазон при «аккумуляторной» записи перевалил за серьёзный рубеж 100 дБА, а при «сетевой» – еле-еле доплёлся до 66 дБА. Правда, на АЧХ сей факт сказывается незначительно.
|
АЧХ записи (24 бит 96 кГц) |
Виртуальная многоканальность для воспроизводимого стереозвука не проходит даром. АЧХ сильно трясёт вплоть до ~12 кГц, причём каждый канал по-своему. Понятно, что измерять такую статическую характеристику, как АЧХ при закрытой обработке (а вдруг динамическая?), не совсем корректно, но тем не менее. Обещанное превосходство над Dolby Prologic II начинает «подмокать».
|
АЧХ при задействовании многоканальной «раскладки» СMSS-3D |
Так, переходим к следующим измеренным параметрам. Фоновые шумы достаточно малы. На 50 Гц пробивается небольшой пичок, вызванный помехой по питанию. Появление локальных пиков за отметкой 30 кГц – следствие пролезания цифровых цепей в аналоговые.
|
Фоновый шум при воспроизведении (96 кГц 24 бит) |
Подозрительно сильное возрастание фонового шума при записи с источника, подключённого к сети 220 В, наводит на мысль о слабой помехозащищённости входа карты (очевидно, следствие универсальности разъёма).
|
Фоновый шум при записи (96 кГц 24 бит) |
|
Динамический диапазон при CMSS-3D |
Характеристики для профи проезжаем не задерживаясь. Останавливаемся на любопытном моменте: нелинейные искажения от эквалайзера и «кристаллайзера» просто смешные (новый процессор постарался!), чего не скажешь об интермодуляционных искажениях (подкачали алгоритмы). Следует признать, что «кристаллайзер» использует динамическую обработку, поэтому статические оценки могут давать высокую погрешность.
|
Интермодуляционные искажения при воспроизведении |
|
Интермодуляционные искажения при записи |
Проникновение каналов (измерения выполнены для фронта) далеко до идеального. Однако наиболее суровы последствия многоканальной виртуальности. Этого в общем-то и следовало ожидать. Откуда, спрашивается, взять звук для создаваемого виртуально канала: правильно, из соседнего, реально существующего канала. Ясно, нынешний CMSS-3D – «не орёл».
|
Взаимопроникновение каналов левого и правого фронта |
|
Взаимопроникновение каналов левого и правого фронта в режиме CMSS |
Возвращаемся к записи. Почему так сильно, да в такой широкой полосе частот сказывается подключение к 220 В на проникновение каналов, остаётся только гадать. Хотя чего удивительного: вход – он же выход, да ещё и цифра на нём висит, да ещё микрофонный пред.
|
Взаимопроникновение каналов левого и правого фронта при записи |
Интермодуляционные искажения, оценённые методом скользящего синуса, свидетельствуют о том, что фокусов от цифровой обработки больше всего следует ждать на высоких частотах. Пример с «кристаллайзером» – не показательный.
|
IMD swept при воспроизведении |
Результаты измерений для цифрового S-PDIF выхода не привожу, ограничившись упоминаем, что с 16 бит 48 кГц динамический диапазон составил 92 дБА, а завал на 20 кГц – чуть менее 1 дБ.
Резюме: достаточно высокое качество воспроизведения звука, отличный эквалайзер, буйный «кристаллайзер» (пользоваться с осторожностью!), компромиссный аналоговый вход на запись. |